Новости Иркутска

В День знаний после двухлетнего перерыва распахнет свои двери школа № 19: на месте аварийного здания в Академгородке выросло большое современное учреждение с крупнейшим в России школьным планетарием, двумя бассейнами, конференц-залом, светлыми и оборудованными классами. Обновленная школа станет площадкой сразу для нескольких крупных проектов: углубленного изучения астрономии, развития Байкальской школьной лиги КВН и первого конвергентного класса.

Конвергентное образование по-другому еще называют междисциплинарным, и это довольно точно передает суть подхода: границы между школьными предметами здесь стерты, все знания образуют единую систему. Такой принцип преподавания применяют уже в 37 школах Москвы и Академической гимназии имени Д.К.Фаддеева Санкт-Петербургского государственного университета. Чтобы открыть у нас первый конвергентный класс, в Иркутск пригласили Петра Великоруссова — инициатора создания и руководителя междисциплинарного класса в Академический гимназии, ведущего специалиста управления молодежной политики и довузовской профориентации НИЦ «Курчатовский институт».

— До настоящего времени школьник, переходя в старшие классы, мог выбрать лишь специализированные направления: физико-математический, химико-биологический, математико-кибернетический. Однако современному обществу нужны специалисты широкого профиля и большого кругозора, способные посмотреть на техническую задачу и в целом, и с точки зрения разных наук. Этому и учит конвергентное образование, — объясняет Петр Великоруссов. — В ноябре 2017 года я встречался с мэром Иркутска Дмитрием Бердниковым, рассказал о нашем опыте, после чего он предложил — а почему бы не создать такой класс в Иркутске? В качестве пилотной площадки была выбрана школа № 19.

Конвергентное образование внедряется с восьмого класса. Весной среди семиклассников Иркутска провели отбор: ребятам нужно было представить свой научно-технический проект и пройти тестирование на эрудицию. В результате в междисциплинарный класс зачислили 30 учеников из 14 школ города.

— Это был не формальный отбор, когда проходят только круглые отличники. Гораздо важнее увидеть, кто из ребят умеет нестандартно мыслить и действительно склонен к проектной деятельности. А в табели мы даже не заглядывали, — признался Петр Великоруссов.

Самые главные дисциплины — математику, физику, биологию, химию — одаренным школьникам будут преподавать вузовские педагоги. Обучение профильным предметам будет вестись в компактных группах по 10—12 человек. Кроме того, будет сделан упор на иностранный язык, информатику и программирование, робототехнику и конструирование, проектную и исследовательскую работу.

— Проектная деятельность введена во многих школах, но нередко это ограничивается скачиванием реферата с Интернета. Здесь все будет устроено иначе: школьники определяют для себя интересную тему — и уже под них подбираются специалисты, лабораторные площадки, корпорации, которым это было бы интересно, — продолжает мой собеседник.

С первых же месяцев учеников начнут погружать в университетскую и бизнес-среду: в 8—9-х классах школьники будут проводить один день в ИРНИТУ, в 10—11-х классах — на предприятиях и в корпорациях. Даже внеучебные занятия направлены на расширение кругозора ребят — это может быть работа в лабораториях научно-исследовательских институтов, индивидуальная подготовка к олимпиадам и конкурсам, дискуссионные площадки, неформальные встречи на вузовских кафедрах, походы в театры, музеи, на выставки, творческие кружки.

— Например, ребятам предлагается сделать на гончарном круге кувшин. Казалось бы, ну что тут сложного? Однако в процессе этого химик может объяснить, почему происходит упрочнение формы. Физик подскажет, в какой печи лучше обжечь кувшин — в муфельной и вакуумной. Программист смоделирует падение сосуда с сотого этажа. Археолог пояснит, как можно установить возраст этого кувшина сотни лет спустя, — поясняет Петр Великоруссов.

В результате школьник учится проводить межпредметные связи и искать решение задач в разных областях науки. Сегодня само время диктует спрос на таких специалистов: от соискателей все чаще требуют наличие 2—3 специальностей, а самые удивительные и прорывные открытия происходят на стыке разных наук — физики и медицины, информатики и биологии.

— Ученики конвергентных классов становятся связующим звеном системы «школа — вуз — работодатель». Они с самого начала погружаются в высоконаучную среду, понимают цели и задачи проектной и исследовательской деятельности, выстраивают маршрут своего карьерного и научного роста, — считает руководитель Центра довузовской профориентации ИРНИТУ.

Еще во время учебы школьник налаживает связь с будущим вузом и работодателем. В таких разносторонних специалистах сегодня заинтересованы многие предприятия области, в том числе Иркутский авиазавод, Иркутскэнерго, Русал. А это значит, что в конвергентных классах будут коваться кадры не для западных вузов и корпораций, а для родного города.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Самый большой школьный планетарий России построили в иркутской школе № 19. Диаметр купола составляет 11 метров. Запуск оборудования состоится уже в этом году. Для учащихся 19-й школы посещение планетария будет бесплатным.

— В первый же год здесь побывают ученики всех классов: для младших школьников это будет знакомство с астрономией, для старшеклассников — погружение в предмет. Некоторые разделы астрономии нагляднее всего изучать с помощью полнокупольных программ и фильмов. Ученики других школ также смогут посетить планетарий, для этого даже предусмотрен отдельный вход, — рассказал директор астрономической обсерватории ИГУ Сергей Язев. — Запуск второй очереди планетария состоится в 2019 году — предполагается оснащение оптико-механическим аппаратом, имитирующим звездное небо. Пока что таким оборудованием не располагает ни один планетарий за Уралом.

Напомним, что в сентябре прошлого года 24 школы Иркутска вернули уроки астрономии. При этом мы опередили федеральный запрос: во втором полугодии этот предмет ввели в образовательный курс во всех средних учебных заведениях. Важно отметить, что для изучения дисциплины учащиеся 10—11-х классов использовали учебник, написанный в Иркутске. Пособие выпустили в 2017 году доцент физического факультета ИГУ Раиса Сотникова, заведующий лабораторией Института солнечно-земной физики СО РАН, доцент ИГУ Дмитрий Климушкин и директор астрономической обсерватории, профессор ИГУ, доктор физико-математических наук Сергей Язев. Учебник был издан общим тиражом 1500 экземпляров при поддержке администрации Иркутска и высоко оценен лучшими астрономами страны.