Новости Иркутска

В 1993 году в Иркутске была создана экспериментальная школа № 44. Благодаря конкурсному отбору в нее попали лучшие педагоги города. В 1996 году учреждение получило статус школы с углубленным изучением отдельных предметов, а в 2000-м стало гимназией. За 25 лет менялись ученики, педагоги, правила, но традиции вдумчивого, основательного подхода к обучению школяров сохранились. Чем еще гордятся учителя гимназии № 44, мы узнали, посетив образовательное учреждение.

Конец августа — горячая пора для школ. В приемной директора гимназии — ажиотаж. Сюда приходят с рабочими вопросами преподаватели, родители с документами. Многие хотят перевести детей из других школ именно сюда.

— Согласно правилам у нас проводится конкурсный отбор в профильные классы, — объясняет директор Виктор Панкрашин. — Ребят, которые приходят к нам из других школ, тестируют по профильному предмету. Например, для перевода в гуманитарный класс нужно написать сочинение, а в лингвистический — сделать перевод.

Профильное обучение в гимназии проводится по нескольким направлениям: гуманитарное, математическое, естественнонаучное и лингвистическое.

— Дети проходят углубленное изучение английского языка, а в качестве второго на выбор — французский или немецкий, — рассказывает Виктор Васильевич. — Три года назад мы заключили договор с Институтом Конфуция при ИГУ, и в качестве дополнительного образования ребята могли изучать китайский. Из-за большого интереса учеников и родителей было решено в этом году ввести в план еще и китайский язык. Уже пригласили учителя, закупили учебники.

Все педагоги гимназии имеют первую и высшую квалификационные  категории, умеют грамотно и доступно подать материал. В гимназии сегодня работают 14 кандидатов наук, это штатные работники и преподаватели вузов. Это позволяет учащимся достичь хороших результатов при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

— В этом году около 30 выпускников нашей школы на ЕГЭ набрал более 90 баллов по разным предметам, а 122 ученика —  больше 80 баллов, — говорит Виктор Панкрашин. — У нас работает опытнейший педагог русского языка и литературы Ольга Васильевна Бартош. Средний балл ЕГЭ у ее выпускников в прошлом году был 84 балла — такой же, как в лицее ИГУ. Среди учеников Ольги Васильевны — несколько стобалльников. Преподают замечательные учителя физики под руководством завкафедрой Елены Николаевны Мамедовой. В этом году наш ученик Егор Дятлов получил 100 баллов по физике, в области таких всего два человека. Благодаря учителям химии Елене Федоровне Ивлевой, Оксане Алексеевне Щаповой, биологу Дмитрию Вячеславовичу Ивлеву функционирует естественнонаучный класс. У учеников математика Людмилы Петровны Абрамовой средний балл составляет 4,98, нет ни одной тройки. В прошлом году наша выпускница Света Серебренникова набрала по математике 99 баллов.

Секрет таких высоких результатов также кроется в профильном обучении и хорошем коллективе. Среди ребят в старших классах нет разгильдяев, у всех есть желание получить хорошую профессию. Подготовка к ЕГЭ начинается с 10-го класса. Если подросток определился с профилем, например, выбрал гуманитарный класс, решив поступать на филологический факультет ИГУ, то углубленно изучает русский язык и литературу. Учителя гимназии, кстати, применяют в преподавании и интересные новые подходы.

— Привить ребятам любовь к литературе мы стараемся через уроки внеклассного чтения, — поясняет учитель русского языка и литературы Наталья Орлова. — Изучаем современную зарубежную литературу, например, роман «Голодные игры». А темы и проблемы классических произведений пытаемся перенести в современность, объяснить их актуальность, заинтересовать ребят. Еще мы создаем страницу литературного героя в соцсетях — это помогает учащимся лучше понять произведение. А вообще, я думаю, главное для учителя — стать ребенку другом, построить с ним отношения на основе доверия и уважения.

Преподаватель истории и обществознания, председатель городского методсовета Светлана Медведева по-своему старается мотивировать своих учеников.

— У нас есть доска почета, — показывает Светлана Медведева. — Тут фото учеников, получивших высокий балл на ЕГЭ. Первого сентября я говорю школьникам, указывая на них: «Стремимся к лучшему!». Есть дети, которым история не нужна, они собираются в медуниверситет или математический вуз, но из-за любви к предмету все равно сдают историю и получают высокий балл. Это и есть широта знаний!

Практически все выпускники гимназии поступают в высшие учебные заведения, и около 65% — на бюджетной основе. У образовательного учреждения есть договор с вузами, основной партнер гимназии — ИГУ.

— У нас также налажено взаимодействие с медуниверситетом. Каждый год около 20 учеников из естественнонаучного класса поступают в ИГМУ, — подчеркивает Виктор Панкрашин. — А примерно 5—6 человек уезжают в центральную часть страны. Например, много наших ребят учатся в Санкт-Петербургском медуниверситете — уже проторили дорожку.

Хорошо развита в школе и система дополнительного образования. Работают, к примеру, две танцевальные студии — «Кураж» и «Дети солнца», спортивные секции по баскетболу, волейболу. А с первыми морозами заливают корт, где с мальчишками занимается тренер по хоккею с шайбой. Кстати, среди знаменитых учеников гимназии — футболист Роман Зобнин. Он учился здесь до 5 класса, а потом уехал в спортивную академию Коноплева в Тольятти.

— В этом году Роман участвовал в чемпионате мира, к нам приезжала съемочная группа «Матч ТВ», — рассказывает Виктор Васильевич. — Мы журналистам устроили экскурсию по школе. Надежда Михайловна Андрейченко давала интервью. Она его учила и прекрасно помнит: такой яркий был мальчишка. Мы переживали, болели за сборную России, у нас даже баннер висит с фотографией Романа.

В гимназии популярны единоборства. Около ста ребят занимаются здесь под руководством президента федерации айкидо Александра Беляева. А в отремонтированном недавно бассейне проводятся уроки физкультуры, тренер по плаванию — кандидат в мастера спорта Степан Егоров ведет секцию.

— В позапрошлом году из городского бюджета нам выделили миллион двести тысяч рублей на ремонт бассейна, тогда затянули чашу итальянской пленкой, — продолжает директор гимназии. — Еще на 2,5 миллиона руб. заменили все деревянные окна пластиковыми. Также в этом году в гимназии установили электрический подъемник, расширенную входную группу. В школе сейчас нет учеников с ограниченными возможностями, но наши двери открыты для всех. В этом году была наконец-то полностью отремонтирована кровля: раньше крыша постоянно протекала. На это городские власти выделили 12 миллионов рублей.

Учреждение гордится итогами работы за четверть века и строит планы на будущее. Большая проблема учебного заведения — слишком большая наполняемость. Согласно проекту гимназия рассчитана на 1176 детей, а обучается здесь 1856 мальчишек и девчонок. Площадей катастрофически не хватает.

— В прошлом году учились практически в три смены, — говорит Виктор Панкрашин. — Недавно к нам приезжал мэр Дмитрий Бердников, он дал задание своим заместителям создать рабочую группу для разработки проекта пристроя к школе. Так наша мечта становится реальностью. Хочется, чтобы ученики нашей гимназии занимались в одну смену, имели достаточно пространства для дополнительного развития — художественно-эстетического и спортивного.

Фото Валерия Панфилова