Новости Иркутска

Иркутск стал    одним из лидеров Сибирского федерального округа по качеству городской среды. Эксперты высоко оценили уровень обустройства придомовых территорий, экологичность социально-досуговой инфраструктуры и современность общественно-деловых зон. Огромное внимание уделяется и восстановлению исторического облика города.

Большая работа ведется над проектом «Иркутские кварталы» и реконструкцией историко-мемориального комплекса «Иерусалимская гора». Но вся эта серьезная и планомерная деятельность не принесет должного эффекта, если архитектурные памятники старины не освободят от обилия аляповатой, грубой наружной рекламы, безвкусных вывесок и многочисленных баннеров. Для того чтобы навести в городе порядок и вернуть ему исторический облик, в Иркутске проводится акция «Рекламный патруль».

Вот такой парадокс 

Известный иркутский теле- и радиоведущий, шоумен Денис Гук, рассуждая о качестве городской среды, рассказал поучительную историю.

— Я проводил квест на историческую тему. Участникам надо было отгадать, что за здание изображено на снимке. Из тридцати человек только двое ответили правильно. А на картинке был изображен известнейший в Иркутске памятник архитектуры — здание бывшего Общественного собрания, где теперь располагается областная филармония. А сложность возникла потому, что на представленном изображении здание было без рекламы, афиш и вывесок — в своей первозданной красоте. Иркутяне не смогли узнать красивейший особняк, возведенный в 1890 году по проекту архитектора Владимира Рассушина. Вот такой парадокс!

И это не единственный пример, когда архитектурный памятник предстает в таком изуродованном виде. Одно из старинных мест Иркутска — улица Урицкого — из-за большого количества разнокалиберных вывесок и рекламных листков выглядит сегодня как цирковой балаган. Для того чтобы вернуть городу его истинное лицо, в областном центре начала действовать акция «Рекламный патруль».

За красоту и уют 

Главными инициаторами акции и ее активными участниками выступают экологические молодежные отряды мэра Иркутска. О своей работе они рассказывают на странице группы в соцсети Facebook. Девиз акции «Все вместе — в борьбе за красоту и уют нашего города!».

«Видеть Иркутск ухоженным, аккуратным и чистым — желание каждого жителя! Но город портят неуместные вывески, баннеры с нелепой рекламой, оборванные объявления на каждом шагу, ошибки на афишах и указателях. Не стоит проходить мимо! Нужно бороться с вещами, которые превращают наш город в «барахолку». Не оставайся равнодушным, сфотографируй и пришли фото с указанием адреса к нам в группу!» — призывают ребята на своей странице.

И энтузиасты получают немало обращений от иркутян. Вот лишь некоторые из них:

«Депутатская, 1, весь фасад изуродован рекламой, некоторые окна наглухо заклеены»;

«Депутатская, 15, весь фасад обезображен рекламными баннерами и вывесками, в том числе и полностью дублирующими друг друга»;

«Тимирязева, 51, весь дом облеплен рекламой, а за «лепниной» проглядывают кусочки резных наличников…».

Участники экологических отрядов в основном очищают город от расклеенных повсюду рекламных листков. Более весомыми в прямом смысле «рекламными предложениями» занимаются городские службы.

Найти компромисс 

Размещение рекламных информационных материалов регламентируется в Иркутске двумя документами: «Правилами благоустройства территории города Иркутска» и «Правилами размещения наружной рекламы». Все, что расположено на фасадах здания и ограждениях, относится к информационным материалам. Они могут, в соответствии с действующими правилами, размещаться только в специально отведенных местах — на щитах и стендах.

Развешивать объявления и какую-либо другую информацию на столбах, фасадах здания, осветительных конструкциях запрещено. Каждый рекламный объект в соответствии с административным регламентом, действующим в Иркутске с 2015 года, согласовывается с администрацией. По федеральной программе «Формирование комфортной городской среды» в 2016 году был выдвинут ряд новых требований к внешнему оформлению рекламных информационных сообщений.

В прошлом году они были внесены в документы и максимально доведены до арендодателей и предпринимателей города. Чтобы привести вывески и иную рекламу в соответствие с требованиями, был отпущен год. Время «Ч» наступило 31 июля 2018 года. Первого августа в ходе мониторинга выяснилось, что только 10 процентов тех, кого это касалось, приняли меры. В ходе контрольных мероприятий стало ясно, что лишь в одном Правобережном округе 80 процентов всей обнаруженной рекламы относятся к незаконной.

При несанкционированном размещении рекламной конструкции юридическому лицу грозит штраф от 500 тысяч до одного миллиона рублей. После получения предписания, для того чтобы избежать административного наказания, нарушителю необходимо демонтировать конструкцию самостоятельно. Если этого не происходит, ее уберут за счет городского бюджета. Расходы владелец обязан будет возместить, а также заплатить штраф.

Осознав всю серьезность ситуации, многие сегодня стараются найти компромисс, договорившись с властями о том, в какие сроки они приведут свои вывески в соответствие с требованиями. В Правобережном округе с начала года уже демонтировали более полутора тысяч незаконных стендов. Этот процесс в областном центре будет продолжаться.

МНЕНИЯ

Анатолий Стрельцов, директор Иркутского областного драматического театра им. Н.П.Охлопкова, заслуженный работник культуры, почетный гражданин Иркутска, сопредседатель Общероссийского народного фронта:

— Я — за то, чтобы такие акции проводились как можно чаще. Сейчас памятники архитектуры завешены разной рекламой, причем нередко очень пошлой. От этого страдает не только здание, но и облик Иркутска в целом.

Лев Дамешек, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России ИГУ, заслуженный деятель науки РФ:

— В центре города на фасадах зданий мы видим непонятную рекламу, которая портят исторический облик зданий, а на улицах – бывает, где попало —  билборды. Предприниматели должны понимать, что рекламу необходимо размещать только в специально отведенных местах. Поэтому я поддерживаю акцию «Рекламный патруль» и считаю ее своевременной, законной и справедливой.

Игорь Козак, председатель Иркутского регионального отделения Союза архитекторов России:

— Проблема рекламы в городской среде не нова — это беда многих российских городов. И я только приветствую, что сегодня Иркутск начинает проводить ясную, четкую политику в плане борьбы с рекламными вывесками. Их должно быть ровно в том объеме, в котором они нужны для коммерческих интересов. Когда исторические здания, фасады, заборы завешены баннерами вплоть до расписания работы массажных кабинетов, это вызывает сплошное недоумение.

Сегодня город должен четко и последовательно продолжать политику сокращения рекламных элементов. Они должны появиться там, где уместны, и быть современными, качественными. Положительный пример могу привести — удачное сочетание на Дворце спорта. Там висит большая рекламная модель, на экране меняется информация. Это не вызывает раздражения, хотя и находится на фасаде. Такое решение вполне уместно и понятно. Вот таких примеров в городе должно быть как можно больше — здравой, разумной и понятной рекламы. Ну а в целом, что касается исторического центра, мы должны видеть город, а не бесконечные вывески вместо фасадов.

Денис Гук, теле- и радиоведущий, популяризатор интеллектуальных игр, шоумен:

— На мой взгляд, влияние наружной рекламы на рост потребительского спроса в наши дни сильно преувеличено.

Одна серьезная компания в Америке провела эксперимент, разместив на билборде в людном месте предложение о конкурсе, сулящем крупный выигрыш. Отреагировали на эту рекламу единицы. Надо искать иные, более современные и эффективные пути для увеличения спроса на свои услуги и товары. Афиши и вывески уже не актуальны. Большинство людей, в том числе весьма преклонных лет, ушли в соцсети: «Одноклассники», Facebook, Instagram, Twitter. Только ленивые маркетологи продолжают использовать так называемую наружку, которая крайне негативно сказывается на облике города.

Я живу на Карла Маркса, и для меня яркие, кричащие вывески на исторических зданиях — больной вопрос. Это сравнимо с тем, когда человек, купивший раритетный автомобиль, окна закрывает тюлевыми занавесками, на зеркало в салоне вывешивает плюшевую зверушку, а руль украшает проволочной обмоткой.

Наталья Ветрова, главный редактор программы «Новости» медиахолдинга «АС Байкал ТВ»:

— Коммерческая реклама портит внешний вид зданий, особенно исторических. Вопросы ее размещения должны быть жестко регламентированы. Но что касается учреждений культуры, то афиши, по-моему, в каком-то виде должны сохраниться. Не все имеют возможность зайти на сайт и посмотреть репертуар. Показателен в этом смысле пример драмтеатра, где рядом с историческим зданием установлены стенды для афиш, а на самом фасаде есть лишь небольшие вывески с репертуарным планом.