Новости Иркутска
Внимание! Электронная почта для публикации объявлений в газете "Иркутск"
reklama@mauirk.ru
т. 730-307

В Иркутск Евгения Гомбоева приехала жить около десяти лет назад. Именно благодаря ей горожане узнали традиции малочисленных народов Крайнего Севера. Например, в прошлом году в усадьбе Сукачева впервые отпраздновали эвенкийский Новый год, который встречают, когда начинает куковать кукушка. В августе этого года в Иркутске состоится фестиваль северных народов, в рамках которого будут организованы ярмарки изделий народных промыслов, концертные программы, конкурс красоты и состязание богатырей.

Пустить стрелу 

Детство Евгении прошло в Бурятии. Она считает себя эвенкийкой, хотя родилась в смешанной семье: мать — эвенкийка, отец — бурят. Такие межнациональные браки — не редкость у северных народов. Существует даже обряд Бакалдын, что в переводе на русский язык означает «встречи». По старинной традиции у эвенков все проходит на лесной поляне, куда приглашают для знакомства юношей и девушек. Для гостей накрывают праздничный стол, на котором обязательно присутствуют вареная оленина и сырая печень этого животного.

Кстати, олень для эвенков — главный символ жизни. Его мясо идет в пищу, из шкур шьют теплую обувь и одежду. Он же является средством передвижения на Крайнем Севере. Даже материальное состояние невесты оценивается по количеству оленьих шкур, которые дают в качестве приданого. Обряд сватовства у эвенков тоже необычен. К дому, где живет невеста, прибывает жених со своими родственниками, конечно, на оленях! Он пускает в небо стрелу, украшенную разноцветными ленточками. Если невеста или ее родственники поднимут — значит, предложение руки и сердца принято и гости могут зайти в дом. Правда, ненадолго — после коротких переговоров невесту увозят знакомиться с ее новым жилищем.

После свадьбы молодые живут с родителями недолго. Они ставят свой чум. И если у многих народов построить дом и посадить дерево — задача мужчины, то у эвенков этим занимаются женщины. Хорошо хоть не надо заливать фундамент. Достаточно поставить жерди и соорудить стены из коры деревьев или из шкур оленя в зависимости от времени года.

Наряд со смыслом 

В гардеробе у эвенкийской модницы должны быть повседневные и праздничные наряды. Фасоны у них одинаковые, а вот украшения разные: на праздничной одежде — богатый мех и роскошная вышивка бисером. Различные варианты женской и мужской одежды Евгения Гомбоева шьет в созданной ей этно-мастерской «Олан», название которой в переводе на русский означает «мастерица». Она сама является дизайнером и швеей, и украшения для нарядов тоже сделаны ее руками. Это в ее костюмах выступают на сцене участники известного бурятского ансамбля «Улаалзай». Наряжает она и участников своего творческого коллектива — танцевального ансамбля «Биракан» («Реченька» в русском варианте).

Традиционное одеяние эвенкийки состоит из кафтана, который напоминает пальто, и нагрудника, похожего на фартук с вышивкой. В районе груди находится оберег, чаще всего рукодельницы создают его в форме лапки гагары — еще одного священного животного у северян. Основные цвета вышивки — красный, желтый и зеленый: первый — защита, второй — богатство, третий — рост, развитие. На большинстве украшений из бисера можно заметить и сочетание черно-белых цветов — это так называемая оленья дорожка, которая демонстрирует основное занятие эвенков — оленеводство. Оберег располагается и в нижней части нагрудника.

Головной убор эвенков — дэрбэк — полоска ткани, щедро расшитая бисером. Аналогом этого изделия у нас является ободок для волос. Дэрбэк служит для тех же целей: в праздник — как элемент прически, в будни им убирают волосы, чтобы не мешали работать.

Задобрить духов

В отличие от россиян у наших северных соседей поводов отдохнуть немного. И все они связаны с природными циклами, ведь эвенки — настоящие дети природы. Главных праздников всего два: Бакалдын и Новый год. Ни один, ни второй не имеют точных дат в календаре. Первый, как правило, проводят после удачной охоты. Второй бывает весной, когда начинает куковать кукушка. Как раз в это время распускается листва, природа оживает — вот и повод встретить новый год жизни.

Еще одну традицию неукоснительно соблюдают эвенки — поклонение духам предков. Проводят ее в тот момент, когда березовые листья набрали силу и достигли размера большой монеты. Тогда северяне берут подношения — молоко, чай, водку, сладости, вареную баранину, рыбу — и отправляются в лес. При этом важно соблюдать дресс-код — обязателен головной убор, одежда мужчин должна быть подпоясана, а женщинам необходимо надеть длинные юбки.

— Мы рассказываем предкам, как живем, делимся с ними новостями, просим даровать нам благополучие и счастье. Молимся перед лиственницей — это дерево у нас считается священным. Когда уходим, обещаем обязательно вернуться, — рассказывает Евгения Гомбоева.

Но перед тем как покинуть лес, на выбранной поляне разводится ритуальный костер, в который помещаются подношения. Особым даром духам считается белый олень. Если посчастливится на охоте добыть это животное, его ни в коем случае не съедят, а принесут в жертву. Считается, что огонь — проводник между мирами живых и мертвых, через него духи получат подарки от потомков. Из-за трепетного отношения к огню эвенки никогда не бросают в костер мусор или пищевые отходы, ведь все это может попасть к предкам.

Лечитесь, как эвенки 

Лекарства, которыми пользуются эвенки, только натуральные, без химии. В семье Евгении Бато-Мунхоевны при простуде для полоскания горла используют отвар болотного багульника, а еще для этих целей можно применить водный раствор мумие. А вот для профилактики болезней самое эффективное с эвенкийской точки зрения средство — чай из древесного гриба чаги. Два-три небольших кусочка заваривают литром крутого кипятка. Пьют и не болеют.

Ну а если захочется побаловать родных вкусным блюдом, Евгения советует приготовить карася в сметане: «Рыбу почистить от чешуи и внутренностей, сделать надрез вдоль хребта, посолить. На сковородку положить деревенскую сметану, поместить в нее карася и тушить до готовности».

Кто в семье главный 

У Евгении, как и у ее родителей, межнациональный брак. Муж нашей героини — представитель бурятского этноса. В семье соблюдают обряды обеих народностей.

— Мы не спорим из-за того, каких обычаев придерживаться. Это не повод для ссоры. Просто отмечаем и бурятские, и эвенкийские праздники. Но главный в семье, безусловно, муж. Мы советуемся по всем вопросам, но окончательное решение принимает он, — рассказывает Евгения.

Ее мечта — возродить эвенкийские традиции, показать людям, насколько они красивы, пропитаны силой самой природы и добротой:

— Представителей нашей народности в мире осталось мало. В России живет около 33 тысяч эвенков, в Иркутске — 1200 человек. Я стараюсь сделать все, чтобы сохранить культуру предков. Думаю, мы сможем организовать много интересных мероприятий, которые понравятся иркутянам.

Фото Яны Ушаковой и из архива героини публикации