Новости Иркутска
Внимание! Электронная почта для публикации объявлений в газете "Иркутск"
reklama@mauirk.ru
т. 730-307

Каким будет наш город через пять-десять лет? Как минимум один человек знает ответ на этот вопрос. Он не экстрасенс и не волшебник — он главный архитектор Иркутска. Сергей Александров побывал в гостях у нашей газеты, поделился градостроительными перспективами и ответил на вопросы читателей.

Выпрямить, расширить, повернуть вспять 

Генеральный план города — это настоящая карта будущего. На ней знакомые улицы переплетены непривычным образом, протянуты еще несуществующие мосты, расставлены новые здания. Например, в действующем генплане, рассчитанном до 2025 года, от микрорайона Солнечного на полуостров Чертугеевский ведет длинный мост, автовокзал перемещен в предместье Марата, а Затон предстает одной из самых привлекательных территорий. Кроме того, здесь предусмотрено множество стратегических транспортных решений. Некоторые воплотятся совсем скоро.

— В этом году будет завершена реконструкция Маратовского кольца, ему придадут более правильную геометрию, что благотворно повлияет на безопасность и пропускную способность, — поясняет главный архитектор Иркутска. — Другой важный объект — Лермонтовская развязка. Под Академическим мостом постоянно скапливается пробка из-за разворота автомобилей в сторону Студгородка и Академгородка. Уже в этом году мы планируем перенести этот разворот и увеличить его радиус, теперь слияние потоков будет происходить в непрерывном и более безопасном режиме. Также под путепроводом предусмотрено увеличение количества полос движения с четырех до пяти. Возможно, дополнительная полоса станет реверсивной: в утренние часы она будет работать в сторону Академического моста, вечером — из центра.

В самое ближайшее время предстоит масштабная реконструкция улицы Баумана. По сути, проезжую часть полностью демонтируют и на ее месте проложат новую дорогу бульварного типа с остановками общественного транспорта и благоустройством прилегающей территории.

— Это очень серьезный и дорогостоящий проект, протяженность участка — около трех километров: от 18-го Советского переулка до объездной дороги Ново-Ленино. Первый этап запланирован уже на 2019 год, — продолжает Сергей Александров.

Еще один кадр из будущего — двустороннее движение по улице Джамбула. Как показали исследования, 30% водителей, двигающихся по Трактовой, направляются в центр и, по сути, делают лишний крюк через курорт «Ангара». В результате на улице Маяковского сходятся все потоки, и образуется два серьезных тромба: на регулируемом перекрестке 2-ой Железнодорожной и Маяковского и перед переулком Спортивный. Чтобы избежать этого, предлагается сделать Джамбула двусторонней и направить транспортный поток напрямую к Глазковскому мосту.

— Решение можно назвать относительно недорогим, учитывая какую пользу оно принесет тысячам водителей, — рассказывает Сергей Анатольевич. — Однако все же потребует снос и расселение двух многоквартирных домов и нескольких нежилых объектов.

Главный концертный и главная пешеходная 

Недавно в СМИ прошла информация, что долгожданного концертного зала в Иркутске не будет — в связи с санкциями инвестор отказался от этой идеи. Но Сергей Александров опроверг эту новость.

— Информация была понята неверно — концертный зал обязательно будет, но только на другой площадке. В том месте, где изначально предполагалось строительство (на набережной Ангары), разместятся объекты преимущественно жилого, социального и коммунально-бытового назначения. Может, оно и к лучшему, ведь заявленную плотность (30 тысяч кв. м коммерческих и 90 тысяч кв. м жилых площадей) эта территория не потянула бы. Здесь будет жилая застройка с умеренной этажностью (не выше 7—8), точные параметры определят эксперты в области охраны объектов культурного наследия, — рассуждает архитектор. — На идеологическом уровне (а мы говорим о градостроительной политике) мы поддерживаем строительство жилых объектов в историческом центре. Необходимо сокращать дисбаланс жилья и мест приложения труда, который характерен для большинства советских городов, и двигаться к смешанной комфортной застройке.

Что же касается концертного зала, то совсем скоро будет объявлен открытый градостроительный конкурс. Место размещения объекта градостроители должны предложить сами. Желательно, чтобы площадка была не застроена, имела возможность подключения к инженерным сетям, располагалась вблизи остановок общественного транспорта и вдали от жилых домов, но в тоже время была удобна для горожан и включена в единую систему значимых общегородских пространств.

Есть еще один большой проект, который ждет своей очереди и интересует всех без исключения иркутян, — реконструкция улицы Урицкого. В этом году территория не вышла в финал голосования по программе «Комфортная городская среда», однако это не отменяет необходимости реновации.

— Поскольку Урицкого – уникальная для города улица, она требует особого подхода по сохранению исторической идентичности, поиску новых смыслов, взаимодействию с общественностью. У нас создана специальная рабочая группа, которая осуществляет сбор предложений, рассматривает и решает оперативные задачи. В рамках программы «Комфортная городская среда» было проведено соучастное проектирование и в результате подготовлен проект благоустройства. Конечно, он требует корректировок, так как важно связать существующие или планируемые функции объектов с фрагментами благоустройства самой улицы.

Проект предполагает создание комфортной пешеходной улицы, где можно не только передвигаться из пункта А в пункт Б, но и погулять, заглянуть к художникам, стать зрителем открытого показа мод, посетить уютное кафе и т.п.

На первом этапе будет проведен комплексный ремонт инженерных сетей, затем приступят к благоустройству. Сергей Александров подчеркнул, что обновление ул. Урицкого будет проходить с участием собственников зданий.

Снести нельзя оставить

Во время прямой линии в редакцию поступило немало звонков, и большая часть их касалась расселения из ветхого жилья.

— Наш дом был определен под снос еще в 80-е, когда здесь собирались строить спортивную школу, — рассказывает Клавдия Григорьевна, проживающая на улице Провиантской. — Потом об этом позабыли, но пару лет назад вновь пришло письмо с сообщением, что дом будут сносить. Скажите, чего же нам ожидать?

— Ваш дом расположен в створе Академического моста. В соответствии с генпланом здесь предусмотрена общественно-деловая зона, нежилые объекты, — пояснил Сергей Александров. — Однако пока ни один инвестор или застройщик еще не выходил на нас с целью освоения данной территории.

С подобным вопросом обратилась Татьяна Витальевна. Ей досталась от родителей квартира на улице Мухиной. Эти деревянные двухэтажные дома были признаны аварийными. На противоположной стороне улицы жилые постройки уже снесли, а здесь почему-то нет.

— Ваш дом действительно попадает в программу «Развитие застроенных территорий», он будет снесен, на его месте предполагается многоэтажное строительство. Но пока застройщик для данной территории не определен, поэтому в ближайшие три года расселения не предвидится, — ответил Сергей Анатольевич.

На вопрос Галины Масленковой, какая участь ждет ее дом № 101 на улице Верхней Набережной, главный архитектор рассказал:

— У нас в планах — капитальный ремонт Верхней Набережной, от съезда с Академического моста до дома № 105. Частные дома мы не затронем. Расширение дороги будет произведено за счет отсыпки и возведения подпорной стенки. Ширина проезжей части увеличится до восьми метров, с обеих сторон появятся тротуары, ограждения и полноценные выделенные велодорожки.

С личной просьбой обратилась к главному архитектору Маргарита Александровна, проживающая на улице Карла Либкнехта. Ее сосед самовольно расширил балкон, который теперь выступает за железобетонную плиту на треть. В результате по стенам пошли трещины, а декоративный карниз заслонил в квартире Маргариты Александровны солнечный свет. Обращение в жилищный надзор не дало никаких результатов.

Сергей Александров заметил, что возникают вопросы о законности и безопасности данной конструкции: она может нарушать инсоляционные требования (освещение солнцем) и правила перепланировки. Он пообещал, что в ближайшее время специалист комитета по градостроительной политике побывает на месте и проведет предварительное обследование.

Фото Валерия Панфилова