Новости Иркутска

Летом этого года тарифный коридор ОСАГО будет расширен с 31 августа этого года. Изменится и система коэффициентов. Градаций по возрасту и стажу станет гораздо больше: 50 значений вместо нынешних пяти. Завершить реформу ОСАГО планируют к 2020 году. К этому времени тарифы автогражданки должны стать полностью свободными и не потребуют дальнейшего госрегулирования.

Если сейчас коридор базовой ставки для легкового автомобиля, принадлежащего физическому лицу, составляет от 3432 до 4118 рублей, то после принятия изменений он будет от 2746 до 4942 рублей. Это приведет к тому, что стоимость ОСАГО вырастет в среднем на 20 процентов.

Серьезной реформе подвергнется и коэффициент возраста и стажа водителя — на это число умножают базовый тариф при расчете стоимости страховки. Сейчас он имеет пять значений: для водителей до 21 года со стажем управления до 2 лет он составляет 1,8; для водителей с таким же стажем, но старше 22 лет — 1,7; для остальных — единицу. Есть еще коэффициент для полисов без ограничения количества допущенных лиц, равный 1,8.

Практика показывает, что наиболее рискованно управляют авто люди от 16 до 24 лет независимо от стажа вождения. Поэтому для них введены наиболее высокие коэффициенты. Так, для 16—21 года со стажем до 2 лет вводится коэффициент 1,87. Со стажем от 3 до 6 лет — 1,66. Для 22—24-летних водителей со стажем до 2 лет коэффициент будет равен 1,77. Со стажем от 3 и выше — 1,04.

Самый маленький коэффициент — 0,96 появится у водителей 35—39 лет со стажем более 5 лет. Он же будет присваиваться водителям старше 40 со стажем от 3 лет. Повышающих коэффициентов для 60—70—80-летних водителей со стажем более 2 лет не предусмотрено. Практика показывает, что они в аварии попадают не чаще 40-летних.

Также наведут порядок с коэффициентом бонус-малус, который присваивается в зависимости от наличия или отсутствия аварий. Во-первых, он будет только один. Сейчас их может быть несколько. Например, водитель купил полис на свою машину сам, а в полисе машины жены он тоже вписан. Но на машине супруги он совершил ДТП. В итоге у него получаются два коэффициента. В этом случае страховщик при заключении нового договора должен будет выбрать тот, который ниже. Этот коэффициент будет присваиваться раз в год. Таким образом, страховая история будет закреплена за водителем, а не за автомобилем.

В итоге получается, что если страховщик назначает максимальный тариф, то полис для среднего водителя будет стоить 7000 рублей. Сейчас он обходится в 5800 рублей. Самый дорогой полис будет стоить 31 000 против 24 900 рублей. Самый дешевый — 1700 рублей против полутора тысяч сейчас.

Если страховщик выбирает минимальный тариф, то полис среднему водителю обойдется в 3900 рублей против сегодняшних 4900. Самый дорогой — 17 300 рублей против 20 800 рублей. А самый дешевый — 950 рублей против 1200 рублей.

Есть опасения, что страховщики воспользуются такой возможностью и сразу установят тарифы по верхнему пределу. Чтобы утолить их аппетиты, на первом этапе будет установлен верхний предел страховой премии, то есть та сумма, больше которой полис для автовладельца стоить не может.

Кроме того, в регионах, где нет проблем с мошенниками, как, например, в Москве, возникнет здоровая конкуренция, которая заставит страховщиков снижать цену.

Это только первый этап реформы ОСАГО, который планируется запустить этим летом. Второй этап потребует внесения изменений в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Он предусматривает для страховых компаний возможность установки индивидуальных тарифов на автогражданку и дальнейшее расширение тарифного коридора. Документ вступит в силу в следующем году.