Новости Иркутска

«Жизнь — это боль», — уверен главный герой спектакля «Ипохондрик» Николай Михайлыч Дурнопечин, ведь она полна опасностей и неизлечимых недугов. Сатирическую комедию Алексея Писемского на камерной сцене Иркутского драмтеатра поставил народный артист России, режиссер Иосиф Фекета. Несмотря на то что пьеса была написана в позапрошлом веке, эта история актуальна и сегодня, считает постановщик.

— Современные мужчины все больше боятся принимать решения и брать на себя ответственность, — пояснил Иосиф Фекета. — По статистике 70% американок сами назначают свидания мужчинам, а в России многие женщины содержат семью, в то время как их супруги годами не работают. То есть сильная половина человечества перестала выполнять свои прямые функции. Неудивительно, что сегодня в некоторых странах появляется такое понятие, как средний пол. В спектакле мы пытаемся посмеяться над этой ситуацией и показать, как важно мужчине оставаться мужчиной. А смех — как известно, очень сильное оружие, которое помогает справиться с любыми проблемами, тем более с ипохондрией, которая случается от излишней мнительности.

В истории о 35-летнем ипохондрике действительно есть над чем посмеяться. Исполнитель главной роли — артист Алексей Орлов (I) создал образ крайне неуверенного в себе мужчины, который абсолютно не может постоять за себя.

— Для меня это роль на сопротивление, ведь мой герой постоянно болеет, но при этом он здоровый мужик, — объясняет артист Алексей Орлов. — Хотя я сам, признаться, склонен к ипохондрии в жизни: если что-то болит, сразу лезу в Интернет и, как правило, подозреваю худшее. Но я не один такой, поэтому многие зрители наверняка узнают в моем герое себя.

В спектакле ситуация доведена до абсурда. Герой считает себя смертельно больным и постоянно сверяется с медицинским справочником. Атмосферу подчеркивают декорации цвета зеленки, которые создал заслуженный деятель искусств РФ Александр Плинт, и костюм главного героя, выполненный в таких же тонах Оксаной Готовской. В доме молодого помещика повсюду разбросаны грелки и расставлены аптекарские флакончики, из которых он постоянно что-то отпивает. В центре сцены — огромная кровать, где мучается от собственных страхов и кошмарных наваждений мнимый больной. Они приходят к нему в виде уродцев со страшными головами.

— Герой часто теряет сознание, и гипертрофированные маски погружают зрителя в мир его ужасов, — рассказывает постановщик. — Пластика, в создании которой участвовала главный режиссер Иркутского музыкального театра Анна Фекета, усиливает это ощущение. Для меня хореография и другие художественные средства — это краски, которые помогают проявить логику действия, расширить и сделать более выпуклым образ героя.

Не только наваждения докучают нашему помещику, например, бедные родственники Настасья Кирилловна Белогривова (Татьяна Фролова) и ее сын Ванечка (Роман Мосьпан) готовы буквально похоронить его заживо, лишь бы он упомянул их в завещании. А мошенник и сутяга Прохор Прохорыч Дурнопечин (заслуженный артист России Игорь Чирва) вымогает у мужчины деньги за часть якобы незаконно полученного имения. В общую суматоху вносят свою лепту юношеская любовь Дурнопечина — Надежда Ивановна Канорич (Дарья Горбунова) и ее воинственный брат Mихайло Иваныч Канорич (артист Иван Гущин). На выручку непутевому племяннику приходит тетка Соломонида Платоновна (заслуженная артистка России Татьяна Двинская) — дама со стальным характером отгоняет от своего родственника слетевшихся стервятников и даже находит ему подходящую невесту. Одним словом, главного героя ждет счастливый финал.

Фото Анатолия Бызова