Новости Иркутска

Стоимость автомобилей в России зависит от массы факторов. Были времена, когда цена на железного коня росла вместе с инфляцией. Существенно менялась она и в зависимости от потребительского спроса. С 1 апреля 2018 года в нашей стране изменился так называемый утилизационный сбор на новые авто. Повышается также акцизный сбор на ввоз иномарок. Кроме того, вдвое сократилась господдержка спроса. Как все это отразится на стоимости автомобилей?

Заградительная мера

По мнению экспертов РБК, наиболее существенными рисками для авторынка в 2018 году являются индексация утилизационного сбора и повышение акцизов на ввоз автомобилей. Правда, все сходятся во мнении, что рост цен будет плавным, а не скачкообразным и коснется, главным образом, машин импортного производства. Этот прогноз подтвердил руководитель отдела продаж компании «Россо Моторс», которая специализируется на продаже автомобилей Volkswagen, Андрей Злобин.

— Цены хоть и не критично, но все же поднялись на весь модельный ряд еще около двух месяцев назад. Стоимость Tiguan, например, выросла в зависимости от комплектации на 30—60 тыс. руб., на Tuareg — примерно на 60—70 тыс. руб., — говорит представитель «Россо Моторс». — А стоимость новой модели Volkswagen Teramont уже рассчитана с учетом повышения утилизационного сбора.

Примерно в таких же пропорциях подорожали Audi, Jeep, Fiat и Volvo.

Утилизационный сбор придумали в 2012 году, когда Россия стала членом ВТО. Он включается в стоимость новой машины, которая, отслужив свой срок, будет на эти деньги утилизирована. Однако, по мнению экспертов, утилизационный сбор, прежде всего, является некой заградительной мерой, призванной защитить отечественный авторынок от дешевого импорта и простимулировать производителей переносить производство автомобилей в Россию.

Подтверждением тому служит и позиция Минпромторга РФ, озвученная пресс-службой ведомства в декабре прошлого года: «Для потребителей индексация не приведет к увеличению стоимости производимых в России автомобилей в связи с существенным объемом средств федерального бюджета, запланированных в 2018—2020 годах на поддержку автомобильной промышленности, — более 125 млрд руб. ежегодно, включая субсидии на программы стимулирования спроса, производственных затрат производителей и выполнения ими экологических требований».

То есть повышение акцизов, индексация утилизационного сбора и частичный отказ от программы господдержки спроса, а он в этом году снизился вдвое, наиболее существенно повлияют на рост стоимости автомобилей, произведенных за пределами РФ.

Это подтверждается на практике. По словам менеджера по продажам «УАЗ-центра» в Иркутске Александра Мелентьева, машины Ульяновского автомобильного завода дешевле иномарок. Например, «УАЗ-Патриот» стоит ниже зарубежных кроссоверов примерно на 20 процентов. К тому же при оформлении автокредита владелец экономит на страховании каско порядка 20 тыс. руб.

— Все автомобили — и отечественные, и импортные — за последние три года подорожали дважды. Но машины российских производителей все же растут в цене медленнее, — поясняет эксперт.

Поддержка отечественного производителя

Различные меры поддержки собственных производителей существуют во всех странах мира. Эта практика считается общепринятой. Благодаря повышению акцизов и сборов растут налоги. Так, по оценке министра транспорта РФ Максима Соколова, дополнительные доходы от индексации утилизационного сбора могут составить около 5 млрд руб. в год.

Тем, кто, невзирая на ценовые предпочтения, все же пожелает приобрести зарубежный бренд, предлагаются адресные меры поддержки — программы «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Российский тягач», «Российский фермер» и «Свое дело». Они предполагают различные льготные формы приобретения машин. Например, программы «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль» предусматривают 10-процентную скидку от стоимости авто. По условиям программы, претендовать на эту льготу могут люди, впервые приобретающие транспортное средство или имеющие двух и более несовершеннолетних детей.

По оценке экспертов РБК, адресные программы хорошо зарекомендовали себя в 2017 году. Например, Kia они помогли продать около 8 тысяч машин.

Если в целом оценить риски авторынка от нововведений правительства, то рост цен на машины прогнозируется от 2 до 13 процентов. По данным РБК, об увеличении стоимости всего модельного ряда в апреле уже заявили Mercedes — на пять процентов, BMW — до трех процентов, Audi — до двух.

Что касается прогнозов объема продаж автомобилей в 2018 году, то, несмотря на сборы, акцизы и прочее, специалисты предсказывают в этом году рост около 10—12 процентов.

КСТАТИ

Доля «чистокровных» иномарок на российском рынке оценивается примерно в 13 процентов (197 тысяч машин). Около 28 процентов рынка (334 000) занимают российские автомобили, около 60 процентов (928 000) — иномарки отечественной сборки. В январе-феврале 2018 года импорт автомобилей в России вырос на 46 процентов. Очевидно, дилеры ввезли их, что называется, про запас, а значит, шансы купить настоящую иномарку по приемлемой цене пока остаются довольно высокими.