Новости Иркутска
Внимание! Электронная почта для публикации объявлений в газете "Иркутск"
reklama@mauirk.ru
т. 730-307

Премьера балета «Пиковая дама» состоялась на сцене Иркутского музыкального театра 14 апреля. Судя по жанру спектакля, обозначенному как пластический фарс, постановка далека от классического балета Ролана Пети. Представление создано пермским балетмейстером Ириной Ткаченко на музыку Юлии Колченской, близкой к жанру конструктивизма. Под стать ей и хореография, которую сама балетмейстер охарактеризовала как «сложные пластические размышления».

— У нас получился не просто пластический фарс, а триллер, — рассказала Ирина Ткаченко. — Фарс — это жесткий пересказ, либо комедийный, либо трагедийный. У нас — последнее, ведь мир «Пиковой дамы» располагает к некой мрачной фантасмагории.

В начале спектакля прямо из оркестровой ямы появляются три карты — Тройка, Семерка, Туз — в ярко-красных авангардных костюмах, немного напоминающих клоунские наряды. Именно они превращают автора «Пиковой дамы» Александра Пушкина в Германа (Дмитрий Михеев, Сергей Полухин). Этот сюжет, по словам балетмейстера, не такое уж и новаторство.

— Молодому Пушкину нагадали судьбу, связанную с тремя картами. Эта история очень известна, особенно в филологических кругах, — продолжает Ирина Ткаченко. — Однажды Александр Сергеевич выиграл большую сумму, которую ему не вернули. Друзья посоветовали сходить к прорицательнице. В то время в Петербурге была популярна одна немка, которая гадала на кофейной гуще. Она напророчила ему три события в жизни. Первое — долг вернут. Второе — он станет знаменит. И третье — он долго проживет, если избежит смерти в 37 лет от белой головы (как известно, писателя убил блондин Дантес). После того как два первых предсказания сбылись, Пушкин написал «Пиковую даму», где фигурировали тройка, семерка и туз, что символизирует 37 лет и гибель главного героя в финале.

В постановке все неизбежно движется к трагическому финалу. Соответствующую атмосферу создает и драматичная музыка, и порывистая хореография, и фантастические костюмы. Один из самых эффектных нарядов у Графини (залуженная артистка РФ Мария Стрельченко, Татьяна Садовая). Почти весь спектакль артистки проводят в огромной кукле на колесах, в которой двигаются только руки. Кстати, эффектные декорации и костюмы для балета создала художник Любовь Мелехина из Пермской области.

Спектакль во многом получился спорным, но при этом ярким и запоминающимся. Сюжет «Пиковой дамы» знает каждый школьник, поэтому зритель наверняка будет впечатлен визуальным рядом и вряд ли запутается в сюжетных хитросплетениях современного фарса.

Фото Игоря Сирохина