Новости Иркутска

Помните свои уроки арифметики в начальной школе? Главное — аккуратно написать цифру, чтобы не выйти за поле тетрадной клетки. А помните свои первые примеры, которые решали в столбик? И ответ не всегда получался правильным.

Представьте себе, что в Иркутске есть девочка, которая только этой осенью пойдет в первый класс, но в свои семь лет уже умеет за считанные секунды складывать и вычитать двух-, трех- и даже четырехзначные числа.

Математический талант Сони для ее родителей открылся неожиданно — в пять лет дочка наизусть выдала им всю таблицу умножения.

— Мы были в шоке, ведь с Соней никто специально не занимался математикой — она просто разглядывала учебники и тетради своей старшей сестры и посещала занятия в детском саду. Потом выяснилось, что она еще и читать умеет! Это для нас тоже стало сюрпризом, — рассказывает мама девочки Светлана Юрковец.

От знакомых родители Сони узнали, что в Иркутске есть школа ментальной арифметики, где учат не просто быстро считать, но и выполнять несколько задач одновременно. Они отвели дочку туда. Соня умеет, к примеру, решать примеры с трехзначными числами и параллельно рассказывать стихи.

— Занятия в школе ментальной арифметики проводят по японской методике, благодаря которой у детей оба полушария мозга развиваются равномерно, — объясняет Светлана. — Со временем ученики могут не просто быстро считать, но и выполнять несколько дел одновременно. В начале обучения ребятишки пользуются счетами абакусом — костяшки на них нужно перебирать сразу двумя руками. При работе левой рукой включается правое полушарие, которое отвечает за творчество, при действиях правой рукой — левое, отвечающее за логику. После того как техника освоена, посетителей школы учат решать сложные примеры в уме. Ребенок представляет счеты и мысленно проделывает необходимые операции на воображаемом абакусе.

С помощью японской системы можно выполнять любые арифметические действия — складывать, вычитать, умножать, делить и даже возводить числа в степень. А еще можно научиться быстрому чтению (до двенадцати тысяч слов в минуту) и мегапамяти, когда все примеры из учебника запоминаются и решаются в уме.

Соня занимается в школе ментальной арифметики всего полгода, но ее способности уже высоко оценили на международном уровне. В феврале она вошла в пятерку лидеров на чемпионате по ментальной арифметике АМАKids World Cup — 2018, который проходил в Москве. Участвовало в первенстве более тысячи детей из одиннадцати стран мира в возрасте от шести до шестнадцати лет.

Соня Юрковец была единственной представительницей Иркутской области. Чтобы пройти в финал, она за десять минут решила немыслимое для обычного человека количество примеров — 20 с четырехзначными цифрами, 36 с трехзначными, 32 с двухзначными и 25 с однозначными.

Теперь девочка готовится к всемирной олимпиаде, которая состоится в мае этого года (ГДЕ??), и уже пообещала маме, что будет в числе победителей. Для этого Соня считает в уме по три-четыре часа в день. «Мне нравится решать примеры с трехзначными числами на большой скорости. Так проще», — говорит Соня.

Кстати, на всемирной олимпиаде маленькая иркутянка продемонстрирует еще один свой талант — во время решения примеров она будет играть на гитаре гимн России. А еще девочка готовится к областным соревнованиям по тхэквондо.

— Я не заставляю дочку всем этим заниматься, — добавляет мама одаренной девочки. — Она так хочет сама. Иногда я говорю: «Соня, сегодня выходной день. Может, отдохнем?». Она делает круглые глаза: «Нет, ты что, у меня занятия! Нельзя пропускать!».

Ольга Мирошниченко

Фото Валентина Карпова

МНЕНИЕ ПЕДАГОГА

Вот что думает о занятиях ментальной арифметикой учитель математики одной из иркутских школ Светлана Седова:

— Возможно, такой способ счета пригодится в жизни, например, в магазине не обманут. Но умение быстро вычислять — не гарантия того, что ребенок будет успешен именно в этой науке. Потому что в математике важно анализировать действия, используя логику. А ментальная арифметика — это бессознательные действия, интуитивные. Быстрые, даже правильные ответы не гарантируют вдумчивости. Можно сравнить это с изучением языка. Ребенок начинает говорить на своем родном языке, но делает это бессознательно. То, что он умеет говорить — не значит, что он владеет языком. За знаниями он отправится в школу и потратит на изучение несколько лет. Так же и с ментальной арифметикой — это не знания математики, это просто способ счета.