Новости Иркутска

Спектакль о трагической судьбе молодого человека Спиридона Расторгуева поставил на малой сцене Иркутского ТЮЗа режиссер Александр Гречман. Главный герой рассказа «Сураз» Василия Шукшина прожил свою жизнь ярко, но пусто. И оборвал ее на 37-м году, так и не увидев в ней смысла.

— Мне, как преподавателю, каждый день работающему со студентами, хочется помочь сегодняшнему поколению, которое сильно оторвано от реальности не только в физическом, но и в духовном плане, — рассказал Александр Гречман. — В наше время катастрофически не хватает ориентиров, которые могут помочь молодежи понять важные вещи и открыть им жизненные истины. Например, нужно научиться переживать страдания, ведь они делают нас лучше. Здесь на помощь приходят рассказы Василия Шукшина — лаконичные, но очень глубокие. Они наталкивают читателя на размышления о целом мире, который писатель лишь обозначил несколькими штрихами.

Действие спектакля разворачивается в аскетичных декорациях — сколоченный из досок стол-подиум, табуретки, помост — типичный деревенский быт. Именно в этом небольшом пространстве живет Спиридон Расторгуев, или сураз — незаконнорожденный ребенок. Это слово как клеймо накладывает отпечаток на его жизнь, ведь в словаре Даля оно имеет еще одно значение: «бедовый случай, удар, огорчение». Роль Спиридона Расторгуева в спектакле исполнил артист Сергей Павлов. Кстати, он один из любимых артистов Александра Гречмана.

— Каждый режиссер рано или поздно находит своего актера. Мне интересно работать с Сергеем, потому что он в хорошем смысле одержим своей профессией, — отметил режиссер. — Он работоспособный, думающий человек и даже немного режиссер. Таким и должен быть актер.

Сергей Павлов воплотил на сцене образ страстной и стихийной натуры. Сам он так говорит про себя: «Сураз я!.. Сураз! Был в этих местах один ухарь. Кожи собирал, заготовитель. Заодно и меня заготовил».

Мать (Марина Егорова, Татьяна Чадина) родила сына от «заезжего молодца», который обладал яркой красотой, и сын унаследовал его внешность: «Он поразительно красив; в субботу сходит в баню, пропарится, стащит с себя недельную шоферскую грязь, наденет свежую рубаху — молодой бог! Глаза ясные, умные… Сросшиеся брови, как два вороньих крыла, размахнулись в капризном изгибе. Черт его знает! Природа, кажется, иногда шутит». Однако к ангельской красоте героя прилагался весьма скверный характер.

— Красивые черты лица Спирьки Расторгуева не к месту, он словно изысканный серебряный столовый прибор среди деревянных ложек и чугунного котелка, — считает Гречман. — «Байрон! Маленький Байрон», — восхищается им, еще пятиклассником, учительница немецкого. За что в ответ получает отборный мат, которого бы «постеснялся пьяный мужик». Он осознанно сопротивляется своей внешности, заведомо принижая или не обращая внимания на то, что досталось задаром от природы.

Однако после отсидки в тюрьме за разбой (отнятый ящик водки) он подсознательно стремится выровнять лукавый перекос, хочет сотворить себя сам, создать красоту внутри или хотя бы в поступках. Может, поэтому он «вернулся из тюрьмы… необыкновенно добрым», помогал старикам и мягче стал относиться к матери, которая в детстве нещадно лупила его за проступки.

Бессмысленную жизнь Спиридона меняет семейная пара, которая приезжает в деревню. Красавец, который до 37 лет захаживал к разведенкам и вдовам и куролесил с девками, влюбляется в учительницу пения Ирину (Анна Терехова). Он дарит ей букет жарков и пытается поцеловать, но их застает муж — учитель физкультуры (Дмитрий Иванов), который избивает Спиридона. От досады и боли тот сначала хочет убить обидчика, но, когда это не удается, сам пытается застрелиться. Но выходит осечка. И здесь режиссер вставляет сцену, которой нет в рассказе. Как будто приходит к нему ведунья (Людмила Попкова), омывает его как покойника и рассказывает историю про Божью Матерь, которая плачет на кладбище по современной молодежи. После этого эпизода герой иначе начинает смотреть на свою жизнь. Он пытается выяснить, уважают ли его односельчане.

— Вдруг он осознает, что любят совсем не его, а его божественную внешность, — поясняет режиссер. — Будучи в сущности неплохим парнем, Спиридон не знает, как противостоять ударам судьбы, которые задели его за живое. Он не знает, как выйти из этой ловушки, ведь еще не наработал опыта настоящих отношений. Поэтому и не видит другого выхода, кроме самоубийства. Мне бы хотелось уберечь молодое поколение от подобных ошибок и тем более фатальных поступков, после которых уже ничего нельзя изменить.

Несмотря на печальный финал, в спектакле «Сураз» много комичного. Среди наиболее удачных моментов — выступление деревенского ансамбля под управлением заведующего клубом (Филипп Черный) и уморительный танец чухонца (Александр Карпенко). Кстати, не случайно лейтмотивом спектакля стала веселая финская полька, которая еще раз напоминает нам, что жизнь — это не только тяжелый труд, но и веселая игра.