Новости Иркутска

Госдума в начале года обсуждала инициативу Союза автошкол России о введении переэкзаменовки правил дорожного движения (ПДД) при замене водительских прав и отклонила ее. Предполагалось, что с 1 февраля 2018 года водители со стажем при плановой замене прав в ГИБДД будут сдавать теоретический экзамен.

Лучше раньше, чем вовремя

По правилам ГИБДД замена водительских удостоверений в обязательном порядке проводится раз в 10 лет. Законом допускается, что эту процедуру можно совершить заранее — в течение шести месяцев до того момента, когда права утратят юридическую силу. Инициатива российского Союза автошкол об обязательном введении переэкзаменовки при плановой замене прав привела к тому, что водители, которым необходимо было подавать заявление на получение нового удостоверения только через полгода, массово отправились в ГИБДД уже сейчас. Они опасаются, что нововведение вступит в силу с 1 марта 2018 года, и пытаются таким образом избежать экзамена.

По словам инспектора группы пропаганды ГИБДД ГУ МВД по Иркутской области Ивана Малахова, беспокойство автомобилистов напрасно и вызвано не более чем слухами.

— Причин для волнения нет, никаких официальных решений по данному поводу не принято. Это всего лишь слухи, — пояснил инспектор.

Комментируя инициативу Союза автошкол, заместитель начальника ГУ ОБДД МВД России Владимир Кузин отметил, что Госавтоинспекция не поддерживает введение переэкзаменовки при замене прав. Одним из доводов против нового законопроекта является то, что межрайонные регистрационно-экзаменационные отделы (МРЭО) ГИБДД не справятся с многократно возросшим потоком водителей, сдающих экзамены.

По данным Международной ассоциации автошкол, в России ежегодно сдают экзамены около двух миллионов водителей-новичков. Если к ним прибавятся несколько миллионов автомобилистов с десятилетним стажем, это создаст в МРЭО огромные очереди.

Повод для коррупции 

Инициаторы же законопроекта в ответ на эти замечания говорят, что переэкзаменовку можно будет проходить в автошколах. Но у такого подхода тоже есть немало противников. Например, председатель правления Союза автомобилистов Сибири Алексей Шабанов считает, что нововведение будет способствовать развитию коррупции.

— Основной аргумент, выдвигаемый в пользу пересдачи, — незнание водителями изменений правил дорожного движения, которые появляются время от времени. Но чтобы исправить ситуацию, вполне достаточно более широко информировать население о новых ПДД через средства массовой информации, — считает Алексей Шабанов. — Если инициатива Союза автошкол будет реализована в рамках закона, это приведет к развитию коррупции. Миллионы автомобилистов вынуждены будут подвергать себя стрессу и стоять в очередях, чтобы доказать свое право сесть за руль. Чтобы избежать испытания, многие предпочтут дать взятку.

Эксперт назвал данную инициативу чрезмерной, а также отметил, что в сфере организации автотранспортных перевозок есть масса других проблем, которые можно было бы решить на уровне Госдумы. В качестве примера председатель правления Союза автомобилистов России назвал давно назревшую необходимость введения профессиональных прав.

— Сегодня в коммерческих перевозках задействованы автомобилисты-любители, а не профессионалы. Пассажиры такси и общественного транспорта ежедневно подвергают себя риску, доверяя свою жизнь людям, не имеющим достаточного водительского опыта и навыков в решении сложных дорожных ситуаций, — отметил эксперт.

Однако решение этого вопроса, по словам Шабанова, уже много лет не переходит в практическую плоскость. Зато в публичное поле регулярно попадают идеи, которые не вызывают ничего, кроме паники.

Перспективы закона

При том что большинство экспертных оценок предложения Союза автошкол России носит негативный характер, у законодательной инициативы есть и сторонники. Они считают, что за годы стажа вождения правила дорожного движения многими автолюбителями забываются, а с изменениями в ПДД они и вовсе не знакомы. Поэтому рано или поздно переэкзаменовка при смене старого водительского удостоверения на новое обязательно случится. Это всего лишь вопрос времени.

Пока же в соответствии с действующим законом водительские права в России можно поменять на новые без сдачи каких-либо дополнительных экзаменов.

КСТАТИ

Заменить водительское удостоверение после 10 лет вождения можно в межрайонном регистрационно-экзаменационном отделе ГИБДД, либо обратившись в многофункциональный центр. В перечень необходимых для продления водительских прав документов входят паспорт, справка о прохождении медосмотра, старое водительское удостоверение, заявление на его замену в связи с истечением срока действия и квитанция об оплате госпошлины.

Госпошлина при замене прав российского образца исчисляется суммой в две тысячи рублей, при замене международного водительского удостоверения — 1600 рублей. При записи на замену прав в МРЭО через сайт «Госуслуги» вы сэкономите на уплате госпошлины 30 процентов.

По истечении 10 лет с момента выдачи водительские права теряют юридическую силу, соответственно утрачивается и законная возможность управления транспортным средством. При вождении автомобиля с просроченными правами назначается штраф как за отсутствие права управления — от 5 до 15 тысяч рублей.