Новости Иркутска

Первая улыбка, первое слово «мама», первый уверенный шаг. У здоровых детей все это получается легко и естественно, а для ребятишек, страдающих серьезными заболеваниями, — большое достижение. И над каждым таким умением приходится много трудиться вместе с педагогами, которые прошли обучение по специальной программе.

Год назад в Иркутске на базе детского сада № 100 в Топкинском открылась первая лекотека — помещение, где есть все необходимое оборудование для развивающих занятий с особенными детьми. В этом году по поручению мэра Дмитрия Бердникова появятся еще четыре — в детских садах № 77 (бульвар Рябикова, 4б), № 18 (ул. Байкальская, 199), № 122 (Мира, 108) и № 51 (Декабрьских Событий, 34).

Спасите! Помогите!

Единственную сегодня действующую в Иркутске лекотеку знают все родители, которые воспитывают особенных детей. В этом учреждении с дошкольниками индивидуальные занятия проводят логопед, дефектолог, психолог и воспитатель. И все это делается бесплатно. Развивающие уроки посещают семнадцать ребятишек, которых привозят из разных районов города.

У маленькой жительницы Ново-Ленино- 7-летней Лизы, несколько тяжелых диагнозов: «врожденное поражение головного мозга», «микроцефалия», «детский церебральный паралич». Девочка прикована к инвалидной коляске, и еще год назад весь ее мир ограничивался родительской квартирой.

— Когда мама принесла к нам Лизу первый раз, девочка просто лежала, ни на что не реагировала. Мы гладили ее, массажировали ее руки. Мама малышки была в отчаянии: «Зачем просто гладить? Это ничего не даст!» — она не верила в результат. Но через шесть месяцев занятий в лекотеке девочка начала улыбаться, следить глазами за предметами, проявлять разные эмоции. Она стала различать педагогов. На воспитателя Любовь Дмитриевну смотрит очень серьезно, потому что на ее занятиях сложные задания — аппликации, рисунки. С логопедом Натальей Андреевной смеется, особенно когда ей делают логопедический массаж. Бывает, у нее нет настроения заниматься, тогда она надувает губы, отворачивается, отдергивает руку, — рассказывает заведующая детским садом № 100 Валентина Сушицкая.

Изменилась не только девочка, но и ее мама Елена Табарова — женщина поверила в талант педагогов, которые занимаются с ее дочерью:

— Развивающие уроки в лекотеке мы посещаем с января прошлого года. Приезжаем сюда два раза в неделю. Я вижу, что дочке здесь очень нравится — она любит трогать разные предметы, ощущать руками колючую, гладкую или шершавую поверхность. Она стала больше улыбаться, оживилась. Я помогаю Лизе делать домашние задания. В лекотеке меня научили методу «рука в руке»: беру в свою руку ее ручку, и вместе мы рисуем или создаем аппликации. Я очень переживаю, что занятия для нас скоро закончатся — дочке исполнится восемь лет, предельный возраст для посещения лекотеки, а потом мы снова окажемся один на один с болезнью. Учреждений для дальнейшего развития таких детей в Иркутске пока нет.

Еще один воспитанник лекотеки — 6-летний Иван приходит на занятия вместе с мамой Анастасией Кудрвцевой. В трехлетнем возрасте у мальчика выявили расстройства аутистического спектра с тяжелой задержкой психоречевого развития. Ребенок как будто ушел в себя — не реагировал на слова окружающих людей, не проявлял никаких эмоций. После занятий в лекотеке прогресс в развитии мальчика заметили все.

— Он стал нас слышать, обращать на нас внимание. Даже научился выполнять простые просьбы — может подать тарелку, собрать бумажки и выбросить их в мусорное ведро. А неделю назад я, наконец-то, впервые услышала от него самые долгожданные слова «мама», «мамочка». И еще он меня поцеловал, — прячет слезы за счастливой улыбкой мама Вани.

Начинается занятие, и Анастасия пытается усадить за стол сына, но у нее это не получается — мальчишке хочется еще побегать по комнате. Зато педагог-дефектолог Ольга Яковлева знает, как привлечь внимание воспитанника.» Ваня хочешь «Хрустик»?» — она протягивает ему угощение, и он сразу же садится за стол. Пока ребенок доедает вафлю, Ольга Николаевна раскладывает кубики и цифры. Она ставит перед ребенком первую цифру и комментирует: «Один». Мальчик ставит рядом один кубик и уверенно произносит: «Ван».

Дальнейший счет, к моему удивлению, тоже идет на английском языке. Анастасия подтверждает: «Да-да, вы не ослышались, Ваня знает английские слова. Почему-то они даются ему легче, чем русские. Причем его никто специально не обучал. Услышит песенку из мультика на английском — и напевает ее. Мы сначала тоже удивлялись, но уже привыкли. У особенных ребятишек — свои таланты».

Похоже, с чувством юмора у Ивана тоже все в порядке. Когда разбор цифр закончился и педагог дала ему новое задание, он рассмешил всех, сказав: «Спасите, помогите».

Мир на ощупь 

Развивающие занятия в лекотеке проходят в трех комнатах. Одна из них — сенсорная. Здесь есть стол с подсветкой для рисования песком. Еще одно уникальное приспособление — тактильная дорожка Монтессори — ступеньки, поверхность которых покрыта различными по фактуре материалами: пробкой, стеклом, камнями. Все для того, чтобы ребенок через прикосновения познавал окружающий мир. Для этих же целей в комнате есть виброволокно — гибкий пластик с подсветкой длинными лентами свисает с потолка. На него можно просто смотреть или сплетать полоски в косы.

Что такое вибрация, можно ощутить, прикоснувшись к стеклянной трубе, внутри которой перемещаются воздушные пузырьки. Есть специальное приспособление, помогающее ребенку раскрепоститься, — цветовое табло, которое реагирует на звук, к примеру, чем громче произносишь слова, тем быстрее меняются цвета.

— Часто дети бывают зажаты, не хотят говорить, — замечает педагог-психолог Полина Шуткина. — Мы показываем им это устройство, и они вовлекаются в игру, им нравится произносить звуки и наблюдать за цветовым эффектом.

И это только небольшая часть уникального оборудования, которым располагает лекотека. Благодаря спонсорам здесь появилась установка «интерактивный пол» — из проектора на полу появляется картинка. Это может быть морское дно — вода, растения и рыбки. Если встать на изображение ногами и начать двигаться, возникает эффект волн, а рыбки расплываются в разные стороны. Имеется и шкаф психолога, в котором ящики заполнены развивающими предметами для занятий разными дисциплинами.

Конечно, такое оборудование для развивающих занятий — мечта любого педагога, но далеко не каждый специалист сможет работать с особенными детьми. Нужно обладать настойчивостью, терпением, уметь сопереживать и любить ребятишек, страдающих серьезными заболеваниями. В детском саду № 100 работают именно такие люди.

— Когда впервые за несколько месяцев работы ребенок тебе улыбается или вдруг сердито надувает губы, нашей радости нет предела — значит, есть результат. Это для нас счастье, — говорит Валентина Сушицкая.

Благодаря такому отношению у воспитанников лекотеки есть и настоящие победы. Например, их рисунки и аппликации, выполненные под руководством воспитателя Любови Пушкиной, получили дипломы I и II степени на всероссийском творческом конкурсе. Но все же главная задача педагогов — помочь ребенку с особенностями развития социализироваться в обществе.

— Программа, по которой мы работаем, позволяет ребенку адаптироваться в жизни, получить хотя бы минимальный набор эмоций, знаний, навыков, необходимых в будущем, — говорят сотрудники лекотеки.

Фото Валентина Карпова