Новости Иркутска

Историю о двух женщинах, королевах и двоюродных сестрах, с очень разными судьбами теперь можно увидеть в Иркутском музыкальном театре. Одну любили мужчины, другую — подданные. Мария Стюарт умерла на плахе, Елизавета — в одиночестве. В основе современной оперы «Две королевы», которую поставила главный режиссер театра Анна Фекета, — пьеса Людмилы Разумовской «Ваша сестра и пленница». Спектакль о непростых взаимоотношениях королев Шотландии и Англии стал не только самой дорогой, но и самой зрелищной постановкой театра за всю его историю.

— Главная идея спектакля — показать путь женщины к счастью, ведь каждая из наших героинь выбирает свое: одна — любовь, другая — карьеру, — рассказала Анна Фекета. — Это актуально и в наши дни. Редко получается достичь и того, и другого. У одной из героинь в жизни было три мужа и ребенок, у другой не было ни детей, ни любви, зато была власть. В годы своего правления она открывала университеты, при ней развивался театр и страна достигла небывалых успехов.

Под стать масштабу фигур и сама постановка. Оригинальную музыку к спектаклю Иркутского музыкального театра написал ростовский композитор Антон Светличный, либретто — Анна Фекета. Грандиозные декорации создал петербургский художник Олег Головко, а около 200 стильных костюмов — москвичка Евгения Шутина.

Символом спектакля стала зеркальная паутина, в которой запутались героини — ее олицетворяют две высокие полукруглые ширмы с отражающей перфорированной поверхностью. В те минуты, когда они прикрывают от зрителей сцену, внутри меняются декорации. На создание особой атмосферы работает и световое сопровождение, которое разработала заслуженный работник культуры РФ Галина Мельник. Многих эффектов удалось добиться благодаря новому оборудованию, которое специально закупили для спектакля.

Кстати, осуществить постановку позволил грант Министерства культуры России в размере 18 млн рублей, который был вручен по итогам Первого всероссийского фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку». Напомним, что на нем иркутяне представили постановку «Анна и адмирал». Помимо расходов на спектакль 30% от суммы было потрачено на светозвуковое оборудование, а 10% на музыкальные инструменты.

Первый акт спектакля посвящен Марии Стюарт (Александра Гаращук, Софья Сучкова). Красивая, веселая и чувственная королева в самой первой сцене теряет друга — своего секретаря и шута Давида Риччо (Роман Лукьянчук, Станислав Чернышев). Тот забавы ради переодевается в костюм Елизаветы I. Но супруг Марии Генри Дарнлей (Егор Кириленко) шуток не понимает и убивает юношу. Однако призрак Риччо сопровождает Марию на протяжении всего первого акта, а когда она вместе с любовником Джеймсом Босуэллом (Гейрат Шабанов) задумывает избавиться от мужа, нашептывает ей: «Убей Дарнлея!». Однако свобода не приносит ей счастья. Против убийцы Босуэлла восстает местная знать, и королеве приходится бежать из Шотландии в Англию.

В отличие от своей сестры, главная героиня второго акта — Елизавета Тюдор (Юлия Панченко, Анна Рыбникова) была лишена привлекательности и родительской ласки. Утешение она находит в многочисленных фаворитах, которых с насмешкой называет мартышками. Однако по-настоящему сближается она только с канцлером Сесилом (народные артисты РФ Владимир Яковлев, Николай Мальцев). Образ рыжей девочки с куклой, который возникает в спектакле, показывает, что, несмотря на внешнюю сдержанность и суровость, в душе Елизавета осталась ребенком.

— Мы понимаем и оправдываем обеих королев, — подчеркнула Анна Фекета. — Ведь трудно сейчас сказать, какой путь лучше. Мария Стюарт закончила жизнь на плахе, но тем не менее ее сын Яков правил после смерти Елизаветы, поэтому никто не выиграл в этой битве. В итоге обе сестры прощают друг друга, вот почему спектакль заканчивается молитвой.