Новости Иркутска
Внимание! Электронная почта для публикации объявлений в газете "Иркутск"
reklama@mauirk.ru
т. 730-307

Выставка «Сквозь стихию» известного художника, ювелира, оружейного мастера Жигжита Баясхаланова из Санкт-Петербурга переворачивает все представления не только о бурятской скульптуре, но и о законе всемирного тяготения. Трехметровые тяжелые изваяния словно висят в воздухе, соприкасаясь с основанием лишь небольшой поверхностью. Иногда бронза в его работах благодаря особой патине похожа на дерево. А сами скульптуры, каждая из которых лишь только намек на то существо, которое изображает, призваны включать воображение зрителей.

— Я хотел показать не столько самих животных, ведь их нам уже демонстрирует природа, с которой сложно тягаться, сколько состояние, настроение, которое они вызывают, — рассказывает мастер. — Например, голова лошади в скульптуре «У воды» символизирует абсолютную свободу и гармонию. Ее глаза закрыты, она пьет воду, а по сути, черпает вдохновение или энергию природы. Ноздри лошади я намеренно оставил сквозными, чтобы чувствовалось ее активное дыхание, как и бывает на водопое.

Именно эмоция, которая возникает у зрителя, является ключом к восприятию его скульптур. Вот «Метель» запуталась в гриве коня, который мчится сквозь снега. «Носорог», покрытый зеркальной патиной, с бивнем из лазурита всем своим видом символизирует решительность… Всего в экспозиции можно увидеть более 30 произведений художника. Среди них монументальные скульптуры, мелкая пластика и ювелирные ножи. Собственно, с их изготовления и начал свой путь в искусстве Жигжит Баясхаланов.

— Изначально мне хотелось делать ножи не как у всех, и я придумал навершие (верхушку) с силуэтом животного, — поясняет художник. — Потом возникла идея делать из металла трофеи для охотников. Если, например, охотник добыл лося, то не обязательно вешать на стену его голову, можно заменить ее бронзовой скульптурой. Я делал такие изваяния среднего размера, а потом понял, что мельчу — работы с гладкой поверхностью и условными силуэтами будут лучше смотреться в крупном размере.

И художник не ошибся, ведь его работы действительно впечатляют и при этом словно гармонизируют пространство. Главная идея мастера заключается в том, чтобы скульптурой хотелось любоваться и глаз отдыхал на ней. А арт-объекты внимательно разглядывают, чтобы не упустить ни одну деталь.

Во всех работах автора чувствуется влияние национальной культуры. Мастер родился в бурятском селе Алханай Забайкальского края, и многие знания, в том числе о культуре и искусстве своего народа, он получил от родителей. Еще в детстве Жигжит увлекся ювелирным делом, наблюдая за работой отца — искусного мастера, который развивал способности мальчика. Со временем хобби Жигжита Баясхаланова стало профессией. Художник уже давно живет в Санкт-Петербурге. За его плечами участие в многочисленных международных и всероссийских выставках и конкурсах. Его работы входят в собрания многих музеев и галерей по всему миру, а также находятся в частных коллекциях известных политиков и общественных деятелей.

Выставка будет работать до 14 января.

Фото Алексея Головщикова