Новости Иркутска

Учебный курс по финграмотности, разработанный иркутским учителем, признан одним из лучших в России. Владимир Титов — не экономист и не математик. Он преподает историю и обществознание в гимназии № 25, а также читает лекции в филиале Российского государственного университета правосудия. Среди 1247 работ, присланных на конкурс со всей страны, его проект стал третьим в номинации «Лучшая рабочая программа учебного курса по финансовой грамотности основного общего образования (5—9-е классы)». Эта программа реализуется в гимназии № 25 на протяжении двух лет.

Во Всероссийском конкурсе лучших методических разработок по курсу «Основы финансовой грамотности» Владимир Титов участвует второй год подряд. В прошлом году он выдвигался с собственным проектом для старшеклассников.

— Я представлял на конкурсе свой спецкурс для 10—11-х классов по созданию бизнес-плана предприятия, занимающегося сборкой деревянных домов. Это совместный проект с архитектурно-этнографическим музеем «Тальцы», — рассказывает учитель. — Ребята знакомятся с особенностями деревянных построек на примере памятников архитектуры и затем пишут бизнес-план малого предприятия.

В этом году Владимир Юрьевич решил представить на суд жюри другой учебный курс, рассчитанный на пятиклассников и построенный в игровой форме.

— Вот уже 15 лет на первом уроке в пятом классе мы играем в «часы жизни». Каждый рисует циферблат, где час — это определенный период жизни, в котором нужно чего-то достигнуть, — делится Владимир Юрьевич. — Затем мы начинаем знакомиться с экономическими терминами с помощью игры в словообразование. Кстати, этот проект — заслуга сына Сергея.

Методика действительно родилась в один из семейных вечеров, когда Владимир с Сережей осваивали новую настольную игру «Тик-так бум». Они столкнулись с определенной трудностью: на карточках были указаны иностранные персонажи, слова, актеры, о которых ни отец, ни тем более сын толком ничего не знали. Владимир не растерялся и заменил их… экономическими терминами. Игра настолько понравилась мальчику, что папа решил включить ее в свою школьную программу.

— На уроках мы изучаем такие понятия, как «меркантилизм», «кооперация труда», «торговля», «потребление», — объясняет преподаватель. — Берется карточка с понятием, к нему приводятся синонимы, из которых нужно выбрать наиболее верные. Затем, используя конкретную иллюстрацию на доске, надо составить складный рассказ. Все это выполняется на время.

В словообразование педагог играет с учениками 5—7-х классов. В 8—9-м, уже разобравшись с основными понятиями, дети начинают изучать биографии известных купцов. А в 10—11-м классе они учатся составлять бизнес-планы малых предприятий. Причем некоторые ребята настолько вдохновляются, что выходят за рамки теории. Так, в прошлом году две ученицы, заручившись поддержкой родителей, запустили свои проекты в жизнь: одна — распространение кормов для домашних животных под франшизой, вторая — продажа кукол-самокруток.

Главная проблема преподавания финансовой грамотности заключается в том, что такого предмета в школьной программе нет. Поэтому для него приходится выкраивать время на уроках обществознания или классных часах.

— Когда-то в советское время существовали такие важные предметы, как этика бытовой и семейной жизни, политинформация, но со временем они потеряли актуальность и исчезли из школьной программы, — рассуждает Владимир. — Я преподаю обществознание больше 20 лет и замечаю, что этот предмет тоже изживает себя, теряет значение для современной экономики, дети изучают мертвые понятия и явления. Например, мы тратим шесть часов на тему безработицы, которую можно уместить в один урок.

На всероссийском конкурсе во время круглого стола Владимир Титов выступил с предложением сократить часы обществознания и за счет этого выделить время для полноценного курса финансовой грамотности. Но его поддержали немногие, так что этот предмет все еще остается факультативным.

— Недавно я сидел на пересдаче истории и наблюдал, как 20-летних девушек и юношей спрашивали, что такое палка-копалка (орудие труда первобытного общества). Возможно, таким историкам, как я, будет интересно побеседовать о палке-копалке; в пятом классе рассказать о ней тоже надо — это развивает воображение школьника, расширяет его эрудицию, — считает Владимир Юрьевич. — Но зачем современной молодежи определение палки-копалки? В то же время большая часть населения не знает, что такое страхование и паевые фонды. Молодежь заманивают в криминальные финансовые схемы, а людей постарше — в пирамиды.

По словам учителя, в начале 2000-х годов спецкурсов типа финграмотности в школе было много и это только поощрялось, но в последние годы контрольно-ревизионное управление (КРУ) ужесточило требования к факультативам. Эта проблема актуальна для других регионов России: там точно так же учителя боятся проверок КРУ, прячут финграмотность под другими дисциплинами, доказывают необходимость своего элективного (дополнительного) курса.

Несмотря на то что финансовая грамотность считается факультативом, дети ходят на уроки Владимира Юрьевича охотно и без пропусков.

— У меня простой принцип — ставить пятерки, — признается учитель. — Я считаю, что лучше поставить хорошую оценку и тем самым заложить любовь к вопросу или предмету, чем двойкой отбить весь интерес.

Владимир Титов намерен участвовать в конкурсе лучших методических разработок курса «Основы финансовой грамотности» и в следующем году, объединив свои программы 5—9-х классов.

Фото Валентина Карпова