Новости Иркутска

Недавно глава ГИБДД России Михаил Черников заявил, что к концу 2017 года число комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД увеличится на треть — с 7,5 тысячи до 10 тысяч, в том числе 60 приборов должны установить в нашем регионе. Мы выяснили, какой доход приносят камеры, как они влияют на аварийность и кто оплачивает штрафы общественному транспорту.

Автоматическая фиксация нарушений Правил дорожного движения была введена в России в 2008 году, а уже в 2011-м первые четыре камеры установили в Иркутске. За прошедшие годы их количество увеличилось в десять раз — по всей области сегодня работает 41 камера, из них в областном центре — 20. Спектр нарушений, которые могут распознавать приборы, достаточно широк: остановка и стоянка в неположенном месте, парковка вторым рядом или «елочкой», проезд перекрестка на красный сигнал светофора, переезд стоп-линии, превышение скоростного режима, маневрирование, нарушение разметки и другие.

— Рекомендованные места для установки камер прописаны в ГОСТе. В приоритете участки дорог с ограниченной видимостью или высокой аварийностью (где произошло три и более ДТП с пострадавшими за последний год), железнодорожные переезды, пересечение с пешеходными и велосипедными дорожками, выделенные полосы для общественного транспорта, места запрещенной стоянки и остановки, — объясняет начальник Центра автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГУ МВД ГИБДД России по Иркутской области, подполковник полиции Владимир Балашов.

Четыре десятка камер для всей Иркутской области — объективно мало. По подсчетам специалистов, региону не хватает около 200 комплексов, чтобы закрыть все очаги аварийности. И, судя по всему, часть из них может появиться уже до конца 2017 года: из федерального бюджета на реализацию проекта по внедрению аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» региону было выделено 1,5 млрд рублей, в том числе — на приобретение и установку приборов фотовидеофиксации. Однако средства еще не освоены, идет процесс заключения контрактов.

В Иркутске новые комплексы в первую очередь планируют установить на затяжных участках пути, где водители превышают скорость: объездная дорога Ново-Ленино, плотина ГЭС, Кайский спуск, Академический мост. Но справедливости ради нужно заметить, что эти дороги уже оснащены камерами, зачем же нужны дополнительные приборы?

— Водителям известно, где стоят комплексы фотовидеофиксации, и они поступают хитро — притормаживают перед камерой, а дальше снова ускоряются как ни в чем не бывало. Поэтому мы решили устанавливать приборы у въезда на мост и съезда с него, в начале и конце затяжных отрезков, чтобы вычислять среднюю скорость движения, — подчеркивает Владимир Балашов.

В некоторых местах с внедрением автоматических «инспекторов» аварийность снизилась почти вдвое, к примеру, на плотине ГЭС количество ДТП с тяжелыми последствиями резко сократилось. С другой стороны, камеры провоцируют мелкие аварии. Зачастую водитель вспоминает про комплекс фотовидеофиксации слишком поздно и начинает резко тормозить. В результате сзади идущий автомобиль врезается в него. Именно поэтому логичнее устанавливать по две камеры на участке и фиксировать среднюю скорость.

— Есть и много других способов приучить водителей к дисциплине и снизить аварийность: лежачие полицейские, разделение транспортных потоков, например Старокузьмихинская и Покровская развязки, установка отбойников (дорожных ограждений). Камера же в первую очередь нужна для того, чтобы исключить общение между инспектором и водителем и, как следствие, возможность коррупции, а также увеличить количество выявленных нарушений, снизить смертность и тяжесть последствий при ДТП, — считает начальник Центра автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движения.

Каждый комплекс фиксирует около тысячи нарушений в месяц. И если учесть, что минимальный штраф составляет 500 рублей, нетрудно подсчитать «зарплату» камеры — полмиллиона рублей в месяц. Таким образом, прибор окупается за 2—3 месяца и приносит в региональную казну за год свыше 200 млн рублей. С января по август нарушители Приангарья уже внесли 100 млн рублей за штрафы, еще столько же остаются неоплаченными.

Нередко можно увидеть, как Правилами дорожного движения пренебрегает не обычный автолюбитель, а шофер общественного транспорта — проскакивает на красный свет, лихо перестраивается из полосы в полосу, останавливается в неположенном месте. Складывается ощущение, что все нарушения сходят им с рук. «Ничего подобного, — говорят перевозчики. — Все штрафы нарушителю приходится оплачивать из собственного кармана».

— Каждый месяц мы запрашиваем в ГИБДД информацию о наших водителях и устраиваем разбор полетов, — рассказывает Александр Кошкин, начальник предприятия по перевозке пассажиров, обслуживающего маршрут № 2. — С появлением камер водители стали более дисциплинированными, да им и невыгодно лихачить — так от зарплаты ничего не останется. Если нарушения становятся системными, выход у нас один — попрощаться с таким водителем. Мы отслеживаем их скорость и через ГЛОНАСС, которой оснащен весь наш автопарк.

По словам директора Иркутскавтотранса Андрея Никитина, на муниципальном предприятии дисциплина вдвойне жесткая — водителя, схлопотавшего штраф, ждут не только расходы из собственного кармана, но и внутренняя комиссия. В лучшем случае он отделается выговором со стороны начальства, в худшем — лишится стимулирующих выплат или места работы.

— В этом плане быстро воспитывает перекресток улиц Ленина и Дзержинского, где весной поставили комплекс «Автоураган», — считает Владимир Балашов. — Когда водитель автобуса сделает 10 рейсов и с каждого привезет по штрафу — за один день он облегчит семейный бюджет на 15 тысяч рублей. И в следующий раз задумается, а надо ли спешить или обгонять?

Если к расположению стационарных камер водители уже привыкли, то риск попасть в поле зрения «мобильного репортера» — передвижного комплекса фотовидеофиксации — все еще сохраняется. К радости водителей, пока что в области только одна такая машина.

Фото Валентина Карпова