Новости Иркутска

«Вдруг тот самый нос, который разъезжал в чине статского советника и наделал столько шуму в городе, очутился как ни в чем не бывало вновь на своем месте, то есть именно между двух щек…»

Н.В.Гоголь «Нос»

По степени сюрреалистичности все происходящее в зале иркутского ДК «Орбита» на сеансах Анатолия Кашпировского напоминает содержание рассказа «Нос» классика русской литературы Николая Васильевича Гоголя.

…И зайцы спят

На сцену вышел коренастый мужчина в черном и сел за стол, накрытый куском яркой ткани. Разглядеть его лицо из глубины зала было невозможно, хорошо видна была лишь линия стрижки а ля Высоцкий. Мужчина подождал, когда зал стихнет и заговорил в микрофон голосом Владимира Семеновича.

За три часа, которые длился сеанс, он рассказывал о том, как работал «психотэрапэвтом» в Харькове и как главврач заставлял всех каждый день практиковать модный в СССР наркогипноз. Как в детстве каждую неделю он учил по стихотворению и к 20 годам сдал нормативы мастера спорта «по штанге». С выражением почитал отрывки из Блока, Гете, Пушкина и Есенина. Призвал собравшихся к здоровому образу жизни, приведя себя, никогда не пьющего и не курящего, в пример. Между делом разъяснил, что гипноз, экстрасенсорика и астрология — это полный бред и от них, как и от народной медицины, нет больному человеческому организму никакой пользы. По мнению Мастера (так просил называть себя сидящий на сцене мужчина), народным может быть хор или танец, но не медицина. Несколько раз во время сеанса он призывал собравшихся пробудиться, довольно смешно сравнив релаксирующих «пациентов» с зайцами.

— Ну кто вам сказал, что руки на коленях надо держать ладонями вверх? — раздраженно спрашивал Мастер и требовал, чтобы все положили руки «по-русски, как обычно». Потом он просил всех расслабиться на три минуты, но не спать.

— С чего вы вообще решили, что во сне можно избавиться от своей проблемы быстрее, чем бодрствуя? Гипноз — это ерунда, бред, — говорил залу человек, половину жизни прозанимавшийся гипнозом. — Ведь и зайцы спят…

Человек на человека — слеп

До начала избавления от седины, аллергии, плохого зрения и кривых пальцев, когда сцена еще была пуста и возле нее бойкий ассистент Мастера торговал пакетиками с заряженной солью (200 рублей), дисками (от 700), книгами (500) и билетами на вечерние сеансы (500), я с любопытством разглядывала аудиторию. 80 процентов зала составляли женщины забальзаковского возраста. Передо мной в креслах разместились три тетушки, которые громко переговаривались. Одна из них ела шоколадное мороженое в вафельном стаканчике. Чуть наискосок от них старушка в вязаной «кочке» на голове плела крючком какую-то черную вещь, похожую на паутину.

Несколько неожиданно смотрелась женщина, притащившая на сеанс большой, обернутый целлофаном цветок в горшке. Он стоял у ее ног и любопытно высовывал макушку из-за спинки кресла. Если бы на сцене вместо портрета Кашпировского висело табло с расписанием поездов, то можно было подумать, что все эти люди ждут электричку.

— Надо подняться от железной дороги в лес, пройти там вот так, — сильно подтаявшим мороженым женщина описала перед моими глазами зигзаг. — В день рождения? Да, бесплатно… Внуки в восторге… Пеликан, черепахи, лисы…

— Где это? — переспросили рассказчицу, и та снова стала размахивать в воздухе мороженым, объясняя, как пройти в детский контактный зоопарк.

Потом она охотно поделилась информацией о предстоящем празднике урожая, рассказала о посещении библиотечной лекции и какого-то мероприятия в синагоге. Перед появлением Кашпировского бойкий ассистент объяснил в микрофон, что видео- и фотосъемка запрещена, и попросил выключить сотовые телефоны.

— Ага, счас, — сказала сама себе посетительница всех бесплатных городских шоу, — а если мне внуки позвонят!?..

На сцену вышел мужчина в черном и стал рассказывать бессвязные истории. И если бы его речь сопровождалась не музыкальными произведениями самого разного стиля — от шансона до оперных арий, а стуком колес, то можно было подумать, что это много повидавший и переживший пассажир делится с попутчиками наболевшим.

— Человек на человека слеп, — говорил он. — Душа и тело — враги. Что есть душа? Я определяю ее, как сплетение чувства, ума и предчувствия…

На этой высокой ноте в зал с большим опозданием вошла бабушка. Что-то безвозвратно нарушилось в сплетении ее чувств и ума, а с предчувствием и вовсе было плохо. Она медленно шла по широкому проходу прямо к Мастеру, при этом смотрела не на сцену, а на кресла, выбирая удобное место. Может быть, она тоже думала, что села в электричку и кто-то совестливый уступит ей сейчас сиденье. Так она дошла до сцены, уперлась в нее, повернула налево и под вопросительные возгласы Мастера: «Мамаша, куда вы идете? Может, вы хотите сесть ко мне на ручки? Мамаша! Ну що же такое, прямо как танк!» — пошла дальше. За бабулей внимательно наблюдал весь зал. Наконец она выбрала место и села. Мастер был расстроен. «Я же не просто так говорю, я же плету ткань», — обиженно сказал он. Все сочувственно молчали.

После небольшой паузы, собравшись и успокоившись, мужчина на сцене вновь начал «плести ткань». Но тут в зал вошла пара — мужчина и женщина средних лет. Они неторопливо двинулись вдоль рядов к сцене, периодически останавливаясь и тщательно высматривая свободные места. Зал замер. Мастер замолчал. А люди шли дальше, как ни в чем не бывало. И тут с галерки злой женский голос выкрикнул: «Скоты!». Этот окрик вспугнул вновь прибывших. «Скоты» засуетились и плюхнулись на первый попавшийся ряд.

Мастер и «Маргарита»

Из путанной словесной ткани Мастера, в которой причинно-следственные связи, едва намечаясь, тут же исчезали, удалось понять, что его врачебный дар — это такая субстанция, которая работает сама собой. И какой она принесет эффект, неизвестно. Хочет, к примеру, человек похудеть, но вдруг излечивается от диабета или от геморроидальной шишки.

— Я сейчас всем желающим подарю новый нос, — щедро пообещал Мастер и спросил. — Кто хочет новый нос?

Человек двадцать подняли руки. Все они при этом должны были иметь в виду, что обратно имеющийся нос вернуть уже не удастся.

В теории Мастера это выглядит следующим образом: у каждого человека есть внутренняя программа, которая при определенном воздействии возвращает нас к природной норме. У кого-то были операции, травмы, а у кого-то просто по ошибке вырос не тот нос. И вот после сеанса Кашпировского он может стать таким, каким предусмотрен программой наследственности. То есть в теории можно получить нос, как у Серано де Бержерака.

— Вот у меня был случай такой, — доверительно поделился Мастер. — Приходит ко мне за кулисы как-то в одном городе женщина и говорит: «Верните мне старый нос!» А нос у нее, надо сказать, вполне симпатичный, в меру курносый. Я говорю: «Не могу!» Она настаивает: «Верните!» Спрашиваю: «А какой у вас был?» Она говорит: «С большой горбинкой, загнутый книзу». Я настаиваю: «Но ведь этот нос лучше». «Нет, — говорит, — не хочу этот». В общем, кое-как удалось выяснить, что она не хочет, чтобы во время секса муж заглядывал ей в нос…

В общем, прокололась дамочка. Из двадцати желающих исправить носы удача улыбнулась примерно половине. Кривые пальцы выпрямились у большего числа присутствующих. Прошла ли у кого-то седина, выяснится позднее, ибо это, как сказал врачеватель, зачастую является побочным эффектом. Показательным было избавление от аллергии, когда три человека, не переносящих пыли, долго лежали на полу пыльной сцены.

По призыву Мастера к нему поднялись из зала мальчик, девушка и две пожилые женщины. Тут случился небольшой казус: Кашпировский, с детства тренировавший память разучиванием стихов, никак не мог запомнить имя ребенка. Девятилетнего Руслана он называл то Денисом, то Александром.

Девушка, которая не могла есть шоколад, чем-то не угодила врачевателю и была отправлена обратно в зал. Женщин Мастер подробно расспросил — кто они и откуда. Оказалось, что одна прилетела сегодня утром из Владивостока и что за 20 лет посещения едва ли не всех выступлений Кашпировского в городах России излечила добрый десяток заболеваний.

— Боишься меня, Александр? — спросил Мастер, перед тем как повергнуть мальчика оземь.

— Немножко, — ответил Руслан.

Женщина из Владивостока преданно смотрела на стоящего перед ней брутального мужчину в черном. «Боитесь?» — спросил он. Участница эксперимента тихо ответила: «Нет. Я вас люблю». Мужчина подставил к ее губам ухо и попросил шепотом озвучить свое имя и возраст. Она что-то прошептала в ответ. А я мысленно назвала ее Маргаритой…

Всемирная подтяжка лица

В перерыве полюбопытствовала, как идут дела у ассистента. Он сидел за столом с пачкой купюр в руках и едва успевал раздавать сдачу.

— Вам диск с Барнаула или Владивостока? — спрашивал ассистент.

— А Новосибирск есть?

Молодой человек рылся в коробке и находил Новосибирск. Длинная очередь «Маргарит» демонстрировали незаурядное знание творчества Мастера. Они извлекали из поживших сумок пожившие кошельки и без видимого сожаления расставались с двумя-тремя тысячами рублей.

…Фойе ДК пересекала длинная очередь в женскую туалетную комнату, дверью с большой буквой «М» никто не интересовался. Правда, со сцены прозвучало мнение, что мужская тематика будет актуальна на вечерних платных сеансах, мол, носы, пальцы и волосы сильную половину не волнуют.

Я подошла к большому зеркалу, висящему рядом с афишей. Надпись на ней гласила «Демонстрация феноменов, которые мир не знал никогда». Пушкин был не прав, когда говорил, что люди не любопытны. Я внимательно стала рассматривать в зеркале свои волосы. Не сработало…

После перерыва Мастер выглядел уставшим, но все же взял пару самых сильных финальных аккордов.

— Следите за моими выступлениями. Скоро я буду проводить всемирный сеанс подтяжки лица, — объявил он. — Где бы я ни был, в какой бы точке мира я ни находился в тот момент, вам достаточно взять в руки мою фотографию и вы автоматически станете участником сеанса. Посмотрите на снимок. Что на нем написано? «Ибо сказано вам будет, не говоря».

После этого Мастер перечислил все возможные эффекты от участия во всемирном омоложении и для наглядности помог желающим избавиться от зубного налета и подлечить кариес.

— Кто хочет отбелить зубы? Кто хочет, чтобы сами собой в зубах появились пломбы? Поднимите руки! — вскричал человек со сцены.

Среди прочих руку подняла бабушка, плетущая «паутину».

— Возьмите зеркало, — сказал «черный человек». — Посмотритесь в него.

Бабуся достала зеркало и стала рассматривать свои редкие пожелтевшие зубы. Когда три минуты, отпущенные на восстановление зубов, прошли, феномен случился у трех присутствующих. Моя старушка в их число не попала. Она продолжала смотреть в маленькое круглое зеркальце и гладить своими скрюченными пальцами морщины в уголках глаз. Я смотрела на ее лицо из-за спины, и мне хотелось плакать…