Новости Иркутска

Эти художники работают не кистью и красками, а фрезером, стоматологической бормашиной и выжигателем. Но, несмотря на «грубость» инструментов, в их руках непокорное дерево превращается в искусные картины. Самые интересные работы резчики собрали на выставке «Сказка в дереве» в Усадьбе В.П. Сукачева. Как мастера добиваются эффекта объемности, откуда черпают сюжеты и какая древесина больше подходит для творчества?

Основу выставки составляют работы Сергея Климшина и Владимира Беляева, но их произведения совсем не похожи между собой. Дело в том, что первый работает в технике художественной резьбы, а второй — в технике пирографии (выжигания по дереву).

— Я познакомился с этим старинным ремеслом более 40 лет назад. Еще в 1973 году, будучи школьником, я записался в кружок художественной резьбы. Детское увлечение превратилось в хобби всей жизни: даже после тяжелого рабочего дня на релейном заводе я приходил домой и брал в руки фрезер, — рассказывает Сергей Викторович.

Как правило, вдохновением для резчика служат русские народные сказки и былины, сюжеты деревенской жизни: мастер подбирает рисунок, расчерчивает его на клетки и переносит в масштабе на деревянную заготовку. После этого начинается магия: с помощью специальных инструментов автор оживляет персонажей и они «поднимаются» над общим фоном.

— Раньше мастера достигали объема с помощью резцов: дерево изнутри выбирали, подчищали. С появлением фрезера работать стало легче: я углубляю инструмент и начинаю по контуру рисунка снимать лишний материал. Затем беру стоматологическую бормашину с разными насадками и добиваюсь детализации картины.

Для художественной резьбы подходит кедр, ольха, орех, липа, береза. Каждый вид древесины ведет себя под ножом по-разному: орех довольно твердый, береза великолепно режется и подходит для создания мелких частей, у кедра красивая текстура, но встречаются смолянистые прожилки.

Работы, выполненные в технике художественной резьбы, напоминают 3D-картины, а вот произведения, созданные путем цветного выжигания, больше похожи на масляную живопись. И только вблизи можно разглядеть характерную деревянную текстуру.

— Искусство пирографии родилось еще в Древнем Египте, — объясняет Владимир Беляев. — На самом деле техника простая: сначала на дерево наносится рисунок, затем он покрывается акварелью, после чего выжигается специальным прибором.

Сам Владимир Моисеевич называет свои картины камерными и домашними. Своих героев он, как правило, списывает с домочадцев.

— Это моя дочка, — указывает мастер на нарядную сибирскую боярыню. — А это — я сам, — переводит он взгляд на рыбака, заснувшего на берегу.

Картины — это только одна сторона творчества. Также резчики занимаются оформлением деревянных зданий (например, детских лагерей), созданием деревянных скульптур, реставрацией и изготовлением резной мебели. А с недавнего времени они начали передавать свой опыт молодому поколению.

— Целый год я руководил кружком художественной резьбы в школе № 42, потом стал преподавать в школе резьбы «Сказка в дереве». Работы маленьких мастеров также представлены на этой выставке, — подчеркивает Сергей Викторович. — Вот посмотрите, чему научились ребятишки 11—12 лет менее чем за год, причем одна из работ принадлежит девочке. Видели бы вы, как девчонки у нас резаками и молотками орудуют!

Мастера мечтают открыть большую студию для системного обучения детей художественной резьбе и пирографии. Пока что в области нет ни одного такого учреждения.

— Программа занятий уже разработана, причем в ней предусмотрено привлечение детей с ограниченными возможностями. Единственная преграда — отсутствие площадки, — говорит Сергей Климшин. — Но мы надеемся, что наша мечта сбудется, и мы успеем передать секреты старинного ремесла ребятишкам.

Выставка «Сказка в дереве» продлится в Усадьбе В.П. Сукачева до 16 июля.

Фото Валентина Карпова