Новости Иркутска

В Иркутске стартовал пилотный проект по введению системы безналичного расчета в автобусах, трамваях и троллейбусах. Это стало возможным благодаря заключенному соглашению о сотрудничестве между администрацией города и Байкальским банком ПАО Сбербанк. В начале апреля состоялось подписание дорожной карты, регламентирующей реализацию совместных проектов до конца 2017 года. Подписи под документом поставили председатель комитета экономики администрации Иркутска Руслан Ким и управляющий Иркутским отделением ПАО Сбербанк Наталия Цайтлер.

Раз — и готово! 

Одним из первых новвоведений дорожной карты стал пилотный проект по внедрению безналичной технологии оплаты за проезд в общественном транспорте города. Теперь пассажирам нескольких городских маршрутов не придется доставать мелочь, чтобы рассчитаться за проезд. Одно касание считывающего устройства банковской картой — и проезд оплачен. Накануне в МУП «Иркутскгорэлектротранс» прошла презентация нового оборудования.

Как смогли убедиться участники мероприятия, операция занимает не более секунды. Оплатить проезд можно любой картой — бесконтактной или чиповой, любой платежной системы и любого банка (за исключением Maestro, оплата по ним станет доступна в июле 2017-го). В этом еще одно преимущество технологии.

— Чтобы провести платеж, пассажиру и кондуктору понадобится меньше секунды, — рассказывает управляющая Иркутским отделением Сбербанка Наталия Цайтлер. — POS-терминалы настроены таким образом, чтобы на сумму оплаты проезда — 15 рублей — пин-код не требовался.

Бесконтактный способ оплаты является более современным и удобным, но в то же время терминал позволяет оплачивать проезд и привычным контактным способом.

Пока специальное оборудование для оплаты банковской картой установлено в двенадцати муниципальных автобусах № 37 и 67, двух трамваях маршрута № 2, троллейбусе № 1 и № 7к.

Весь транспорт, участвующий в пилотном проекте, оборудован специальными наклейками, которые дают пассажиру понять: здесь можно оплатить проезд, что называется, «в одно касание». При этом обычный способ оплаты с помощью наличных в таком транспорте также действует. Пассажир может выбрать удобный для него способ оплаты.

Навстречу передовым технологиям 

Как показывает статистика, доля безналичных платежей в России, как и во всем мире, неуклонно растет. Согласно исследованиям, за последние пять лет она увеличилась на 52 %. Что касается нашего региона, то он уже сейчас опережает средние по стране показатели безналичных платежей в розничных расчетах. Если по России эта доля составляет 30,5 %, то в Иркутской области — 40 %. В Сбербанке уверены — с учетом этих данных Иркутская область станет эффективной площадкой для тестирования проекта и его дальнейшего распространения в других городах.

При этом развиваются не только платежи с помощью банковских карт, но и новые типы безналичных расчетов. В первую очередь речь идет о бесконтактных платежах с использованием смартфона при помощи таких приложений, как Apple Pay или Samsung Pay. Осенью 2016 года оба платежных сервиса стали работать в России.

Запуск пилотного проекта позволяет и иркутянам пользоваться этими приложениями при оплате проезда в общественном транспорте, а также проводить платежи не только с помощью банковских карт, но и с помощью различных устройств, поддерживающих функцию бесконтактной оплаты, — смартфонов, часов, браслетов, привязанных к счету банковской карты.

Кроме того, пассажир получает возможность видеть все свои поездки, пользуясь различными веб-сервисами. Введя номер карты, с помощью которой оплачивался проезд, человек может войти в свой личный кабинет и посмотреть историю оплаты поездок. В соответствии с федеральным законом здесь же можно получить билет в электронном виде. Таким образом, в любой момент, если нужно получить поддержку по страховке или возмещение от работодателя, можно распечатать этот билет и предъявить его в бухгалтерию.

Не только удобно, но и выгодно 

Применение современных технологий дает множество преимуществ и пассажирам, и городским властям. Для первых введение безналичного расчета в транспорте — это быстрота и удобство, ведь теперь не придется возить с собой разменные деньги. Также не возникнет ситуация, когда у водителя нет сдачи с крупной купюры. А для властей это способ установить контроль за работой муниципальных предприятий, потенциальным ростом их выручки и, соответственно, объемом налогов в местный бюджет.

Предполагается, что пилотный проект будет действовать около полугода. За это время станет понятно, как работает оборудование, пользуется ли подобная услуга спросом у горожан, отработаны ли все технические моменты. После того как весь муниципальный транспорт оборудуют соответствующими считывающими устройствами, в Иркутске будет введена дифференцированная оплата.

В перспективе планируется установить подобное оборудование и в коммерческом транспорте.

— Проведены предварительные переговоры с частными перевозчиками о том, чтобы в дальнейшем внедрить данную функцию и на их маршрутах, — рассказал Руслан Ким. — Думаю, что в 2017—2018 году такая возможность появится в любой маршрутке.

А в том, что коммерческие перевозчики будут заинтересованы в установке такого оборудования, городские власти не сомневаются.

— Если у пассажиров появится спрос на безналичную форму оплаты и они перестанут носить с собой мелочь, то любой социально ориентированный перевозчик будет заинтересован предоставить своим клиентам такую услугу, — считает Руслан Ким.

Кроме того, POS-терминалы планируют унифицировать таким образом, чтобы они могли принимать к оплате не только банковские карты, но и единые социальные проездные билеты, которые сейчас вводятся в Иркутске.

Фото Валентина Карпова