Новости Иркутска

Федеральный закон № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ» был принят в июле 2015 года. До этого в России не было единого документа, который бы регламентировал отношения между органами власти и перевозчиками. Цель документа — установить такое взаимодействие.

Закон действует уже полтора года. За это время администрации города удалось решить ряд важных вопросов. В первую очередь это касается проведения конкурсных процедур по выбору перевозчика на городские маршруты. Также городские власти получили возможность создать документ планирования, в котором должны быть прописаны все мероприятия в сфере пассажирских перевозок на ближайший период.

— Этот документ планирования нами создан, сейчас он наполняется, — комментирует ситуацию начальник управления транспорта комитета городского обустройства администрации города Евгений Владимирский.

Документ нужен в том числе и для того, чтобы предприниматели понимали, в каком направлении будет идти развитие городского общественного транспорта и могли подготовить свои ресурсы. Среди основных задач на ближайший период — переход к 2018 году с малого на средний и большой тип автобусов.

Больше инструментов появилось и у контролирующих органов, в том числе у территориального отдела государственного автодорожного надзора. Если этот орган фиксирует нарушение, то предпринимателю выписывается штраф, который тут же направляется на оплату. Раньше все замечания контролирующих органов оспаривались в судах.

Среди основных нарушений сегодня — работа без карты маршрута, несоблюдение расписания и заявленного в документах типа транспортного средства.

Администрация Иркутска ведет контроль и за тем, как оборудовано транспортное средство. Если на конкурс выставлена техника, оснащенная автоинформатором, информационным табло, кондиционером, то при проверках на линии на это всегда обращают внимание.

— Именно в Иркутске ситуация по транспорту в законодательной сфере была довольно запущена. Около 8—10 лет не принимались никакие законодательные акты на уровне субъекта, которые регулировали бы эти взаимоотношения. Сейчас нужно все эти нормативные документы приводить в порядок, — подчеркивает Евгений Владимирский.

Например, если на одном маршруте работают два перевозчика — частный и муниципальный, есть необходимость установить два маршрута с разными реестровыми номерами. В этом случае муниципальный транспорт будет ходить по регулируемому тарифу, а частный перевозчик — по нерегулируемому. Это не означает, что стоимость проезда будет больше, хотя по федеральному закону перевозчик имеет право установить экономически обоснованный тариф.

— У нас на сегодня есть пять отыгранных на конкурсе маршрутов, и на каждом из них перевозчик может установить тот тариф, который он сочтет нужным, — продолжает Евгений Сергеевич.

Еще один пробел в законодательстве касается ограничения возраста транспортного средства. Администрация города намерена и этот вопрос решить в ближайшее время.

— Будет выстроена дифференцированная система. Для автобусов большой вместимости этот возраст не должен будет превышать 15 лет, для автобусов средней вместимости — 10 лет, — поясняет Владимирский.
Сейчас администрация города проводит работу по обследованию пассажирской нагрузки на всех городских маршрутах. Делается это для того, чтобы установить единое расписание. Это один из самых важных в настоящий момент вопросов.

— Законодатель дает нам сегодня право не только устанавливать единое расписание, но и контролировать его. Делать это мы сможем через систему ГЛОНАСС. Сейчас законодательно мы стараемся решить вопрос о том, чтобы данные системы передавались в администрацию города и мы могли отслеживать ситуацию на дорогах, — продолжает начальник управления транспорта.

Также единое расписание поможет решить и такую проблему, как прибытие на одну остановку сразу нескольких автобусов. Это особенно актуально в том случае, если остановочный пункт небольшой. Сейчас на одну остановку, независимо от ее вместимости и пропускной способности, может приехать сразу несколько маршруток. Когда появится единое расписание, автобусов будет подходить столько, сколько может разместиться на данном остановочном пункте.

— Этот вопрос мы сейчас тоже решаем: помимо установления единого расписания мы стараемся расширить остановочные пункты, где это возможно, — рассказывает Евгений Сергеевич.

Вообще закон в первую очередь рассчитан на защиту интересов пассажиров. Документ регламентирует работу общественного транспорта, упорядочивает расписание. В течение 25 последних лет на этом рынке прав был перевозчик.

— Сейчас мы эту ситуацию стараемся изменить, и на первое место ставим интересы пассажира. И что в итоге? Мы видим, что недовольство пассажиров уменьшилось, зато участились жалобы от перевозчиков из-за нашего усиленного контроля, — продолжает Евгений Владимирский.

В ближайшее время ожидается внесение изменений в санитарные нормы и правила, и тогда транспорт будет проверяться еще и в соответствии с этими новыми нормативами.

Сейчас изношенного транспорта на дорогах стало меньше, предприниматели постепенно приводят свои автобусы в порядок, обновляют подвижной состав, снабжают транспорт системой ГЛОНАСС.

В перспективе — запуск новых или возобновление закрытых по каким-то причинам маршрутов. Например, администрация города намерена запустить новую линию, которая соединит областную больницу и микрорайон Топкинский, а также микрорайоны Солнечный и Топкинский.

В перспективе планируется ввести в городе общегородской проездной. В этом случае пассажиру будет неважно, какой автобус подошел на его остановку — коммерческий или муниципальный. Он сможет рассчитаться за проезд с помощью пополняемого электронного проездного.

— К тому же если человек будет пользоваться электронным проездным, то проезд ему будет обходиться дешевле установленного тарифа, — рассказывает Евгений Сергеевич. — Ведь в этом случае он будет иметь скидку. А нам внедрение этой системы даст контроль выручки.

На первый взгляд кажется, что все это нереально и перевозчики вряд ли захотят играть по правилам. Но в администрации уверены, что ситуацию со временем удастся переломить.

Уже сейчас многие перевозчики отвечают вызовам времени и приводят свой транспорт в порядок.

— Все мои автобусы уже оборудованы системой автоматического подсчета пассажиров, GPRS-навигаторами и автоинформаторами, а водители работают в белых рубашках, — рассказывает один из предпринимателей Анатолий Гоман. — Потому что основная моя задача, чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно и безопасно.
По словам предпринимателя, он заинтересован содержать автобусы в порядке, поскольку все они находятся у него в собственности. Но есть и перевозчики, берущие автобусы в аренду. Они пока не готовы предоставлять качественные услуги. Закон призван решить эту проблему.

— Все идет к тому, что на рынке будут оставаться только ответственные перевозчики. Те, которые предоставляют горожанам большее количество качественных услуг: чистый, новый транспорт, возможность использования всех видов оплаты, работающие электронные системы слежения, движение строго по расписанию, — уверен Евгений Сергеевич.

Все недобросовестные перевозчики уйдут с этого рынка. А те, кто останутся, будут работать в соответствии с законом.

Фото Валентина КАРПОВА

ЦИФРЫ
В 2016 году администрация города закупила 42 автобуса большой и средней вместимости. В 2017 году планируется закупить еще 40 единиц техники.
В городе действует 54 муниципальных автобусных маршрута, 7 трамвайных маршрутов, 9 троллейбусных маршрутов.