Новости Иркутска

 

Иркутяне, несмотря на общероссийский валютный кризис, не прекращают покупать автомобили. В непростое для автодилеров время отдельные производители, такие как Toyota, умудрились даже несколько увеличить продажи за этот год по сравнению с прошлым. Не сильно отстают от японских коллег корейские производители Kia и Hyundai. Однако поведение покупателей значительно изменилось — они все чаще берут банковские кредиты и приобретают бывшие в употреблении машины, которые автосалоны предлагают наряду с новыми. Продажам способствуют низкие процентные ставки по кредитам на модели, собранные в России, на обмен старых машин на новые с доплатой по системе Trade-in и акции от производителей.

Кризис загоняет в долги 

Отток покупателей новых машин, по словам автодилеров, произошел на рубеже 2014—2015 годов, когда курсы доллара США и евро взлетели по отношению к рублю. Последовавший за этим общероссийский финансовый кризис, разумеется, не обошел и автомобильную сферу Иркутска. Продажи во всех сегментах, будь то седаны, кроссоверы или внедорожники, по данным аналитиков, упали на 20—30 % и до сих пор не восстановились.

— Мы в последние годы ощутили, что доходы у наших клиентов уменьшились, — говорит старший менеджер автосалона Kia Иркутск Дмитрий Мытарев. — Поэтому все больше покупателей приобретают автомобили не за наличные средства, а стараются сделать это в кредит. Сейчас каждая вторая сделка по новым авто в салоне производится на средства банка, у которого люди берут в долг.

Кроме того, по наблюдениям сотрудника автосалона, покупатели стали чаще отдавать предпочтение автомобилям с пробегом, которые также представлены у автодилеров, а не новым машинам, как это было раньше. По словам руководителя отдела продаж автосалона Nissan Иркутск Виктора Бледнова, интерес к автомобилям с пробегом у клиентов растет с каждым днем.

Не азиатами едиными

Впрочем, кризис отражается не на всех марках. По данным аналитического агентства «Автостат», бессменному лидеру по продажам новых автомобилей в Иркутске — Toyota удалось даже увеличить свои показатели за десять месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В десятку самых продаваемых моделей попало сразу четыре автомобиля этого бренда: седан Toyota Camry, компактный кроссовер RAV4, внедорожники Land Cruiser и Land Cruiser Prado.

Второе место по объемам продаж в Иркутске в этом году занимает южнокорейская марка бюджетных автомобилей Kia. По словам Дмитрия Мытарева, 70 % продаваемых машин этого бренда приходится на автомобиль малого класса Kia Rio стоимостью от 600 до 800 тыс. руб. Затем в рейтинге идет компактный кроссовер Kia Sportage, но он дает автосалону лишь 10 % продаж. На популярности среди горожан новых машин Kia кризис практически не отразился, поскольку в их линейке нет автомобилей премиум-класса. Правда, не растут продажи у относительно дорогого внедорожника Kia Sorento Prime стоимостью около 2 млн руб. — эту модель покупают не чаще одного-двух раз в месяц.

В тройку лидеров по Иркутску также входит еще одна корейская марка — Hyundai, и, главным образом, благодаря своей ведущей модели Hyundai Solaris. Но и другие образцы этого бренда, по словам руководителя отдела продаж «Хендэ Центр Иркутск» Евгения Клепча, продаются неплохо. Среди них кроссоверы Creta, Santa Fe и Grand Santa Fe, Tucson, седаны i40 и Elantra.

Приблизительно так же, как у Hyundai, по данным «Автостата», идут продажи машин японской марки Nissan. По словам Виктора Бледнова, к наиболее «ходовым» моделям относятся кроссоверы X-Trail, Qashqai, Terrano, а также седан Almera.

Несмотря на то что все перечисленные бренды — иномарки, нельзя делать вывод о том, что иркутяне покупают исключительно иностранные азиатские автомобили, игнорируя отечественный автопром. Прежде всего, наиболее популярные из перечисленных моделей все же собираются в России. А в пятерку самых продаваемых марок в городе, по статистике, входит АвтоВАЗ с бюджетным седаном Lada Granta.

Льготные кредиты и скидки 

Главный козырь автосалонов в условиях кризиса — льготные банковские ставки по кредитам, которые покупатели берут на новые машины, собираемые в России. Благодаря государственной программе субсидирования, работающей с 2013 года, эти ставки стартуют от 7 % годовых. По словам Дмитрия Мытарева, именно доступные автокредиты с минимальным первым взносом позволяют иркутянам не отказываться от покупки новых машин, а дилерам выживать в это нелегкое время. На машины с пробегом льготы не распространяются. Кроме того, во многих автосалонах действует обмен старых машин на новые с доплатой по системе Trade-in.

— Человек приезжает к нам, например, на старенькой «Тойоте-Королле» с правым рулем, произведенной в 1990-х, а уезжает на новой машине, — объясняет старший менеджер автосалона Kia Иркутск. — Мы забираем его автомобиль, адекватно оценив его и дав покупателю скидку на эту сумму. Таким образом обновляется автопарк Иркутска, люди пересаживаются на свежие автомобили. Такая проевропейская система сейчас очень развита.

По словам Виктора Бледнова, по системе Trade-in предоставляются хорошие скидки, например, в случае с автомобилями Nissan она может достигать 380 тыс. руб. при покупке модели Pathfinder. Скидки у производителей и дилеров есть на многие конкретные модели, о наличии акций необходимо спрашивать в автосалоне. Отдельно действуют скидки для клиентов, не в первый раз обращающихся к одному и тому же дилеру, а также акции по бесплатному техническому обслуживанию машины в течение нескольких лет.

Подорожание неизбежно 

Опрошенные представители иркутских автосалонов сходятся во мнении, что рост цен на автомобили в начале следующего года неизбежен. По словам Дмитрия Мытарева, подорожание машин марки Kia за прошедший год происходило три-четыре раза, то есть фактически каждый квартал. В общей сложности они выросли в цене на 5—7 %. В 2017 году, как считает эксперт, можно также прогнозировать рост стоимости, который, возможно, будет ниже — в районе 3—5 %.

— Цены на автомобили непременно будут расти, ведь инфляцию никто не отменял, да и производители стоимость периодически повышают, — соглашается Евгений Клепча. — Кроме того, цены привязаны к курсу доллара, а значит, и к политической ситуации.

По мнению Виктора Бледнова, несмотря на то что рубль сейчас несколько укрепляется по отношению к доллару и евро, вероятность снижения стоимости новых машин он также исключает — цены либо останутся в начале года на прежнем уровне, либо возрастут.

— Если вы рассматриваете возможность покупки машины в декабре, до Нового года — это то время, когда можно приобрести автомобиль на наиболее выгодных условиях, — подчеркивает представитель автодилера.