Новости Иркутска

Налоги, которые платят жители и предприятия Иркутска, должны распределяться с учетом интересов горожан. Сегодня с одного рубля, взимаемого с наших налогоплательщиков и зачисляемого в консолидированный бюджет Иркутской области, городу достается всего 13,1 %, а остальные 86,9 % уходят в область. Дмитрий Бердников выступил с законодательной инициативой, которая позволит хотя бы отчасти изменить сложившуюся систему распределения средств.

Многие депутаты Законодательного собрания, Ассоциация муниципальных образований Иркутской области поддержали предложения главы Иркутска. А значит, у города появился шанс развиваться эффективно и целенаправленно, строить школы, детские сады, спортивные объекты для массового пользования и многое другое. Сегодня от позиции самих иркутян, их поддержки и сплоченности зависит многое, в том числе и судьба законодательной инициативы о наших налогах. Это важно прочесть, чтобы знать, как дела обстоят на самом деле.

Ситуация в цифрах

Когда чиновники обсуждают пересмотр межбюджетных отношений, они часто используют понятие «бюджетный пирог». Воспользуемся этим сравнением для наглядности.

Итак, «бюджетный пирог» Иркутской области. Три четверти «пирога» — это деньги, которые взимаются с десяти городов: Иркутска, Ангарска, Братска, Саянска, Усолья-Сибирского, Черемхова, Свирска, Зимы, Тулуна, Усть-Илимска. На муниципальные районы приходится всего одна четверть (25 %) вклада в этот пирог, хотя в их числе есть такие богатейшие сырьевые провинции, как Бодайбинский, Катангский районы и другие.

Иркутск — самый крупный налогоплательщик в региональный бюджет, и если рассматривать долю отчислений городов в областной «бюджетный пирог», то на областной центр приходится 61 %.

Однако, внося больше остальных, сам он получает от этого пирога крохи. В среднем с одного рубля налогов область забирает себе 85,4 копейки, а муниципалитетам оставляет 14,4 копейки. Но это — «средняя температура по больнице». На самом деле кому-то из муниципалитетов остается больше, кому-то — меньше. Иркутск — в числе городов-«рекордсменов», ему достается лишь 13 копеек.

Как итог — из всех городов Приангарья Иркутск находится на седьмом месте из десяти по бюджетным расходам на душу населения. И если в Черемхове, Саянске, Зиме на одного жителя из бюджета тратится более 30 тыс. руб. в год, то в Иркутске — 22,1 тыс. руб. А это значит, что у нас строится меньше школ, детских садов, спортивных объектов, меньше денег остается на благоустройство, развитие городской инфраструктуры.

В то же время нагрузка на городскую инфраструктуру в Иркутске значительно выше, чем в любом другом городе области: маятниковая миграция (утром приехали — вечером уехали) составляет более 70 тысяч человек, то есть 11 % постоянно проживающего населения Иркутска. Это люди, которые живут в Шелехове, Ангарске, Иркутском и Усольском районах, но каждый день приезжают в областной центр на работу, учебу, в больницу или по казенным делам. В принципе, инфраструктура города должна развиваться с учетом этих показателей, но пока вышестоящие уровни власти делают вид, что проблемы не существует.

Бюджетный пирог 

Очевидно, что правила, по которым в Иркутской области делится «бюджетный пирог», нужно менять. Дмитрий Бердников внес на рассмотрение областного Законодательного собрания два законопроекта, позволяющих увеличить доходную базу местных бюджетов за счет передачи городским округам и муниципальным районам с 1 января 2017 года еще 3 % отчислений НДФЛ и 25 % налогов, взимаемых по упрощенной системе налогообложения (федеральный закон требует, чтобы регионы отчисляли муниципалитетам не менее 25 % УСН не позднее 1 января 2018 года, но разрешает отдать больше и раньше).

Поправки мэра привлекут в городской бюджет 1,7 млрд руб. ежегодно. На что будут потрачены эти деньги? В первую очередь, на социальное строительство: новые школы, детские сады, физкультурно-оздоровительные комплексы и т.д. Сегодня Иркутск уже подал заявки на участие в федеральных целевых программах «Сейсмобезопасность» (по которой можно построить два детских сада и школу), «Большая перемена» (новые школы), подготовил документацию на строительство в 2017 году двух физкультурно-оздоровительных комплексов (с бассейнами, спортплощадками и др.).

Уже началось строительство школы «Эволюция», 19-й школы и школы в поселке Лесном. Кроме того, завершается строительство школ № 64 (на 800 мест) и 66 (пристрой начальной школы на 400 мест), но пока в этих проектах есть только деньги из городской казны. Кроме того, остро необходимы средства на развитие дорог Иркутска, реконструкцию канализационных очистных систем правого берега Ангары, берегоукрепление и другие инфраструктурные проекты.

 На все это можно получить федеральные деньги, но при одном условии — наличии софинансирования из регионального и муниципального бюджетов. Иркутску для этого нужен в 2017 году 1 млрд руб. 

Не стоит забывать и о благоустройстве города. В Иркутске нет ни одного городского парка: ЦПКиО теперь является мемориальной территорией, там детские аттракционы, спортивные площадки, досуговые комплексы размещать нельзя. Не много найдется областных центров, в которых такая же ситуация. У нас мало скверов, парков, цветников. Большая часть берегов рек, протекающих по Иркутску, не благоустроены, а ведь они могли бы стать для горожан прекрасными местами отдыха. Не развивается городской транспорт — пока хватает денег только на замещение стареющей техники, но никак не на кардинальные качественные изменения.

Все признают, что за последние 15 лет Иркутск сильно отстал от других крупных сибирских городов — Новосибирска, Красноярска, а ведь был красивейшим из них. Молодежь едет туда, где «среда обитания» лучше — где красивее и комфортнее. И статистика уже свидетельствует об этом оттоке молодых и талантливых специалистов.

Помочь донорам, не ущемив дотационные территории 

Ассоциация муниципальных образований Иркутской области, подробно рассмотрев предложения Иркутска, пришла к выводу — в случае принятия законопроекта финансовое положение ряда муниципальных образований (в первую очередь городов и районов) улучшится, а остальных — не ухудшится. Источники средств — не в Фонде выравнивания бюджетной обеспеченности (откуда черпают финансовую поддержку дотационные территории) и не в областных госпрограммах. Есть множество финансовых резервов, и в правительстве Иркутской области о них знают не понаслышке.

Первый источник — это так называемые дополнительные доходы. В 2016 году бюджет Иркутской области пополнился внепланово на 9 млрд руб. Региональная казна уже много лет поступательно растет. Понятно, если отклонение предполагаемых доходов от фактических составляло бы 4—5 %, однако в 2016 году оно составило более 16 %! И такой рост не означает, что региональные чиновники хорошо поработали, это свидетельствует о том, что они изначально плохо посчитали будущие доходы. То есть пресловутые девять миллиардов не были изначально распределены, они тратятся не так эффективно, как хотелось бы.

 Простой пример. В бюджет Иркутской области в июне 2016 года были добавлены «внезапно появившиеся» дополнительные доходы. Законодательное собрание предложило направить их на социальное строительство и дороги в ряде муниципалитетов. Пока эти субсидии оформлялись, прошло еще три месяца. В итоге деньги пришли в сентябре — как раз к завершению строительного сезона, практически под снег.

Второй финансовый резерв, из которого можно черпать средства для муниципалитетов, — это эффективность распоряжения деньгами. На счетах той же Корпорации развития Иркутской области (КРИО) уже три года лежат мертвым грузом 2 млрд руб. Внятных экономических проектов у области нет, стратегии социально-экономического развития тоже, деньги из КРИО, скорее всего, не будут эффективно потрачены и не принесут в ближайшей перспективе никакой налоговой отдачи. И таких примеров много.

Третий источник — это собственные инициативы области по межбюджетке, обращенные к федеральному центру. Прежний состав правительства Иркутской области при поддержке Законодательного собрания в 2013 году инициировал изменения по налогу на добычу полезных ископаемых, и федерация, подробно рассмотрев вопрос, согласилась с ними. В итоге региональный бюджет получил дополнительно 8 млрд руб. Но здесь требуется большая интеллектуальная работа. Муниципалитеты, в частности Иркутск, а также Законодательное собрание, готовы в этом вопросе помочь правительству Иркутской области.

Это не пустые слова: Иркутск активно привлекает федеральные деньги не только для себя, но и для всего региона. Так, в 2016 году область получила более 1 млрд руб. по федеральной целевой программе «Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории», по которой деньги выделяются на реконструкцию канализационных очистных систем Иркутска (700 млн руб.), а также на теплоисточник в Свирске (145 млн руб.) и строительство нового полигона ТБО в Казачинско-Ленском районе (163,4 млн руб.).

Не стоит забывать и о продуманной экономической политике, которая позволяла Иркутской области все эти годы наращивать региональный бюджет. Речь идет о соглашениях о социально-экономическом партнерстве с бизнесом, которые активно заключались в период 2012—2015 годов. Требуется возобновить эту деятельность, иначе рост областного бюджета прекратится, и сколько ни обирай муниципалитеты — денег не прибавится.

Лобби или закон?

Большинство депутатов Законодательного собрания Иркутской области признают, что городу остро необходима финансовая поддержка. Однако одни полагают, что нужно ее закрепить законом, а другие — что можно «пробивать» деньги лоббистскими методами, увеличивая цифры финансирования на город в бюджете Иркутской области. Рассмотрим плюсы и минусы этих двух подходов.

Лоббирование. Плюсы: не потребуется вносить изменения в региональное законодательство о межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты. Не потребуется корректировать проект бюджета области на 2017 год в части доходов. Минусы: сумма получаемых городом средств будет зависеть от того, хорошо ли поработают депутаты-лоббисты и удастся ли договориться с правительством Иркутской области. Отсутствие гарантии, что в следующем году финансирование сохранится. При смене состава Законодательного собрания система взаимодействия с парламентариями будет давать сбой, ее вновь нужно будет налаживать.

Закон. Минусы: представителям правительства Иркутской области придется поработать над бюджетом на 2017 год более скрупулезно. Возможно, рассмотрение документа задержится на какое-то время — неделю или больше, это зависит от скорости их работы. Плюсы: муниципалитеты получат гарантированные дополнительные средства, а значит, смогут планировать свое развитие на долгосрочную перспективу.

Сейчас любое строительство, рассчитанное на срок более одного года, является рискованным вложением средств, поскольку область может не выделить финансирование и появится долгострой. Поэтому городам нужно иметь собственные средства.

Полюса мнений

В Законодательном собрании сейчас сформировалось два полюса мнений о законопроекте Дмитрия Бердникова. Депутаты Владимир Матиенко и Геннадий Истомин заявляют о том, что нужно городу добавить денег — например по закону «Об областном центре». То есть пойти по привычному пути лоббизма.
Председатель Законодательного собрания Сергей Брилка, заместитель председателя Наталья Дикусарова и многие другие поддерживают правовой путь — принять поправки в закон о межбюджетных отношениях и закрепить за муниципалитетами дополнительно 3 % НДФЛ и 25 % УСН.

Сергей Брилка подчеркивает, что такая законодательная инициатива идет в канве политики президента России Владимира Путина, который на днях заявил о том, что нужно дать муниципалитетам больше возможностей к развитию.

Внести изменения — стимулирующие. Сергей Брилка назвал их «удочка для муниципалитетов»: повышается заинтересованность муниципальных образований в создании новых рабочих мест, выводе зарплат из теневого сектора — такой эффект даст увеличение доли местных бюджетов в налоге на доходы физических лиц. 25 % от суммы, взимаемой по «упрощенке» — это стимул развивать малый бизнес, ведь именно он является плательщиком этого налога.

По сути, деньги на «оплату» законопроектов Дмитрия Бердникова спрятаны в них самих. Область ничего не потеряет, напротив — приобретет, так как суммы налогов будут расти за счет развития предпринимательства и рынка труда. Правда, чиновникам и депутатам придется чуть-чуть поработать, чтобы оперативно внести изменения в уже подготовленный бюджет. Но на то их и нанимали на работу жители Иркутской области.