Новости Иркутска
Внимание! Электронная почта для публикации объявлений в газете "Иркутск"
reklama@mauirk.ru
т. 730-307
Тираж газеты «Иркутск»  – 38 000 экземпляров.
Мы предоставляем большой выбор рекламных возможностей

В первую субботу ноября православная церковь празднует Великую субботу – день поминовения всех усопших. К этому событию иркутский городской Молодежный клуб белорусской культуры «Кривичи» приурочил национальный праздник «Деды». Этот день в современной Беларуси является нерабочим – столь велико его значение для самих белорусов. Традиционно в этот день вспоминаются деды и прадеды: наши современники говорят о том, какие добрые дела их предки совершили в своей жизни, какой след оставили на земле. Иркутские белорусы вспомнили обо всех своих родных, которые в далеких 1904-1911 годах по Столыпинской реформе переселились в Сибирь.

— Прэвiтання! – встретила всех председатель молодежного клуба «Кривичи» Алена Сипакова. – Сегодня мы вспоминаем всех своих родных, когда-то приехавших из родной Беларуси в Сибирь.

По сложившейся традиции, для тех, о ком вспоминали на этом ужине, был накрыт отдельный стол, зажжена большая свеча и поставлено угощение – вино, мед, блины, кисель и кутья. Как рассказала Алена Сипакова, в начале вечера обычно приоткрывали окно, и если пламя свечи дрогнуло, это означало, что духи рода пришли к своим родным.

На встрече много говорилось о происхождении тех сибирских сел и деревень, начало которым дали переселенцы из Беларуси. В Иркутской губернии таких населенных пунктов было немало: это село Тургеневка и хутор Васильевский в Баяндаевском районе, сёла Суетиха и Сполох в Тайшетском районе, село Владимировка в Зиминском районе, деревня Филипповка и другие. Уроженец Тургеневки, Владимир Романенко, рассказал о своей прабабушке по фамилии Зданович, которая в 19011 году прибыла из Беларуси, из Могилевской губернии в село Тургеневка. Прабабушку в селе звали «Панычка», за европейскую одежду и говор (она родилась и в юности проживала у самой границы с Польшей), а прожила переселенка ровно 108 лет!

— Я принадлежу  к тем белорусам, чьи предки добровольно прибыли в Сибирь по Столыпинской реформе, — Мои предки прибыли в села Филипповск и Кимельтей из города Молодечно Могилевской губернии. Мою маму маленькой девочкой привезли в Сибирь родители, которые по Столыпинской реформе приехали сюда в 1907 году. Согласно постановлению правительства, семья моей мамы получила от государства 150 рублей на обзаведение хозяйством. Мой отец тоже прибыл сюда с родителями из Могилевской губернии. Они получили 32 гектара земли и беспроцентный кредит от государства. Впоследствии мой отец был председателем колхозы в селе Владимировка в Зиминском районе. Дома мы всегда говорили по-белорусски.

Каждая история, рассказанная на этом вечере, как будто вплеталась в общую историю Сибири, придавая ей особенный смысл и жизненную правду. Каждая рассказанная на вечере история предков – это залог того, что и отдельные жизни наших современников когда-нибудь вольются в общую историю нашего края, Восточной Сибири, как реки вливаются в море. Рассказы членов Молодежного клуба были полны житейской мудрости и достоверности. Многие рассказывали об истории не только прадедов и прабабушек, но историю целых родов. Белорусы на празднике «Деды» рассказали и о том, что с фотографиями своих прославленных дедов, воевавших на полях Великой Отечественной, они выходят каждый год для участия в акции «Бессмертный полк».

Фото молодежного клуба «Кривичи»