Новости Иркутска
Внимание! Электронная почта для публикации объявлений в газете "Иркутск"
reklama@mauirk.ru
т. 730-307
Тираж газеты «Иркутск»  – 38 000 экземпляров.
Мы предоставляем большой выбор рекламных возможностей

В Доме ремесел прошел замечательный, веселый и трудовой праздник – «Капустки». Несколько часов подряд собравшиеся водили хороводы («завивали капусту»), пели, угощались печеньем и чаем, а заодно солили капусту на зиму.

Как рассказала организатор этого праздника и руководитель ансамбля «Ковчег», Валентина Карпухина, в старину на Руси не было разделения на работу и праздник. Работа для русского человека и была праздником. В сибирских деревнях, например, даже засолка капусты всегда была в радость, а не в тягость. В Новосибирской и Иркутской областях этот праздник традиционно назывался «Капустная вечерка» Иди «Капустка». Все русские календарные праздники делятся на обрядовые и трудовые, так вот заготовка капусты на зиму и была таким «трудовым праздником». Длились «Капустки» две недели. Учитывая общинное житье русских крестьян, все женщины деревни ходили из дома в дом и помогали солить капусту. В Доме ремесел общими усилиями к концу вечера получился большой бочонок соленой капусты, а уже через три дня все участники вечерки будут разбирать капусту по домам.

Иркутяне очень любят «Капустки», поэтому и в этот раз  в Доме ремесел собралось много людей. Помогали организовать и провести этот праздник Лидия Григорьевна Эверстова, директор Дома ремесел, и старший научный сотрудник Лариса Кондрацкая. Мастер-методист Любовь Ивановна Бардовская не просто пришла в народном костюме и танцевала, она вместе со всеми и солила, и мяла капусту, которую заранее приготовила к празднику. По старинной сибирской традиции солили капусту вскладчину. Отдельное спасибо говорят участники «Капустной вечорки» Ольге Ивановне Михеевой, главному специалисту Комитета по социальной политике и культуре города Иркутска, Татьяне Валерьевна Семеновой — руководителю театральной студии в театре Народной драмы, Оксане Анатольевне Николаевой — педагогу-организатору клуба «Илья Муромец» и Эрасту Ахмедгалееву – ведущему артисту ансамбля «Ковчег».

— Знаете сколько на вечорке капусты было! – говорит Елена Борисовна Карпухина, руководитель ансамбля «Ковчег». – Насолили бочонок, да еще унесли сколько домой. Солили на этот раз с морковкой.
Елена Борисовна Карпухина, руководитель фольклорного ансамбля «Ковчег» рассказала о том, что клуб с 1994 года восстанавливает календарно-обрядовый круг сибирской деревни. Постоянный состав ансамбля — 12 человек, к которым, как сегодня, присоединяются и другие клубные участники.

В Сибири к «Капустной вечерке» были обязательно приуроченные обрядовые песни. Они так и назывались: «Капустные песни». Их пели, чтобы капуста на будущий год уродилась белая и крепкая. Водили и обрядовые хороводы, которые назывались «Завивание капусты».

— Давайте завьем капусточку!—скликает участников «Капустной вечорки» Елена Карпухина.

— Сажу я капусту, сажу беленькую, мелокочерненькую… Вью-вью-вью я капустоньку, завивайся белой кочешок!—заводит хоровод участник ансамбля Эраст Ахмедгалеев.

Народный обряд «Капустные вечорки» тщательно восстанавливался по фольклорным сборникам. В основу «Капусток» лег сибирский фольклор: богатый материал собрали и сохранили советские фольклористы еще в период 1960-х годов. О том, как праздновались «Капустки», записывали в Новосибирской области, в селах Балман и Бергуль. В Иркутской области многие деревни, где праздновались эти вечорки, ушли под воду во время строительства Братской ГЭС. Это деревни Большая и Малая Мамырь, и деревня Парилово. В эти края еще в середине ХХ века ездили и делали уникальные записи ленинградские ученые-фольклористы.

В гости на «Капустные вечорки» приходили артисты Театра народной драмы Михаила Корнева. Артисты ансамбля «Ковчег» много лет с ними сотрудничают, проводят вечорки и в театре. Были сегодня на «Капустках» и участники клуба «Илья Муромец» – это молодежь (от года до восемнадцати лет – вот какой возрастной разброс!) и педагоги.

— Что же давал этот праздник? У него был сугубо практический смысл: надо было на зиму капусту заготовить. Когда сибирская деревня собиралась всем миром и что-то сообща делала, такие сборы назывались «помочи», — рассказывает Валентина Карпухина, — А хозяева работников кормили – выставляли для всех обед. Вообще, у нас в России проще выживать коллективно. Не так, как в Америке или в Литве, например: один фермер на своей ферме, у него собственный комбайн или трактор, весь труд механизирован. У нас техники в селе было мало, все делалось вручную. Прежде всего, «капустки» — это коллективная работа. Сообща на Руси не только капусту заготавливали: всем миром косили сено, обмолачивали зерно, вязали снопы, даже дом строили и то сообща. До октябрьских капусток в сентябре шла заготовка варений и солений. Это и называлось «Бабье лето». В современной России «бабьим летом» называют просто неделю теплой погоды в начале осени. А в русском народе изначально «бабье лето» – это период женских работ. Солили огурцы, помидоры, грибы, варили варенье, — все заготавливалось на долгую зиму. К завтрашнему дню, к восьмому октября, все уже было в доме припасено, трудовые «капустки» завершали заготовки на зиму. А 8 октября праздновали день Святого Сергия Радонежского. В самый Покров, 14 октября, начинались свадьбы. Все уже в доме есть: и соления, и варенья, и хлеб в закромах, и картошка в подполье. Всего вдоволь! А зимой другая работа подходила: прядение, ткачество, шитье одежды до самого марта, до начала посевной.

Фото автора