Новости Иркутска

Волшебная страна «Лукоморье»  находится не за тридевять земель, а всего лишь в 70 км от Иркутска, в селе Савватеевка. Кто проживает в густом сказочном лесу и каких новых обитателей поселили сюда скульпторы в этом году — читайте в специальном репортаже газеты «Иркутск».

Герои Эллады среди насекомых 

Слава о «Лукоморье» — маленьком сказочном деревянном городке — прокатилась далеко за пределы области и даже России. В солнечные дни сюда тянется поток автомобилей, а туристы, к недовольству дачников, оккупируют все садоводческие автобусы, следующие в Савватеевку. Побывать здесь мечтает каждый мастер, работающий с деревом, и каждый родитель, читающий своему ребенку сказки на ночь.

19-8-9 лукоморье 5

За шесть лет «Лукоморье» населили 113 деревянных скульптур. Определить их возраст довольно легко: свежие поблескивают янтарем на солнце, а старые уже потемнели, местами раскололись и обросли таинственностью.

— Погода к нашим работам беспощадна. Видите, моя красавица шесть лет простояла и лопнула, — указывает иркутский скульптор Николай Шишкин на деревянную царевну, высеченную в 2011 году. — Но в любом случае дерево благодарнее, чем лед или песок, — эти-то вообще разрушаются за считанные дни. А деревянные фигуры при правильном уходе могут стоять десятилетиями.

В качестве материала используется сосна. В опытных руках мастера дерево оживает, сбрасывает шершавую кору, вдруг становится утонченным и невесомым. Хотя в кругах скульпторов наиболее податливым все-таки считается кедр. «От работы с сосной даже кашлять начинаешь, она же смолу содержит, вот горло и закладывает. Сосна ароматная, но кедр пахнет еще лучше — сладко так, орешками», — говорят мастера.

Ежегодно участникам фестиваля задают определенную тематику. В дебютном 2011 году скульпторы ваяли из дерева персонажей русских сказок, в 2012 — героев Эллады, в 2013 — гигантских насекомых, в 2014 — дивные цветы, а прошлой весной мастера вытачивали из дерева душу художника. Как только мы узнали об этом, стало понятно, почему Икар с опаленными крыльями парит недалеко от Мухи-Цокотухи и что связывает обезглавленную Медузу Горгону с пятиметровой играющей на скрипке сколопендрой.

Обличия веры 

Когда организаторы «Лукоморья-2016» предложили участникам пофантазировать на тему веры, они и не предполагали, насколько разными окажутся трактовки. Спасение забравшегося на дерево котенка как олицетворение веры в добро. Журавлиная пара — известный образ преданной любви. Танцующая перед зеркалом пышечка, видящая в отражении изящную балерину, — вера в себя. Апостол Петр и Триединство, символизирующие веру в Бога.

— Отец поднимает сына к небу, словно распятие, а с неба его встречает голубь — то есть Дух святой. Я сделал упор на монументальность, православие, величие. Кстати, это единственная цельноствольная, не клееная композиция, — рассказывает мастер из Свирска Роман Веснин, глядя на свое монументальное детище. — Изначально мы предоставили четыре эскиза, организаторы выбрали «Триединство». Помимо него был еще младенец с крыльями, гигантский Спас, ребенок со свечой.

 

При всем разнообразии мышления нашлись две похожие скульптуры, опирающиеся на славянскую мифологию. Это «Славянские корни» иркутянина Юрия Карпенко и «Святовит» серба Бояна Грюича.

— Я любитель, не профессионал, по специальности геолог, — рассказывает Юрий Карпенко, победитель фестиваля «Лукоморье-2014». — Моя моноскульптура отсылает к старославянской религии. Четырехликий Святовит стоит на страже рубежей славянских земель, глядит во все стороны света, а маленький мальчик, укрывшийся внутри него, символизирует молодую поросль.

Если иркутянин соединил все образы Святовита в одну фигуру, то серб, напротив, создал четыре отдельных лика.

19-8-9 лукоморье 7

— Я вдохновлялся славянской мифологией и теорией Бориса Рыбакова. По его учению, Святовит воплощен в четырех божествах — это Сварог, Лада, Перун и Мокошь. Каждый из них символизирует определенную сторону света, время года и время суток. Так, например, Сварог — это север, ночь и зима. Его лицо неузнаваемо, никому не знакомо и скрытно, словно зимние ландшафты. Богиня Лада олицетворяет собой восток, утро, весну. Ее голову украшают ветвистые рога, так как символом божества является олень, — объясняет Боян Грюич.

Фигуры расположены по кругу (что подчеркивает цикличность жизни), а в центре — четыре молодые сосны. Это означает, что на месте срубленного для скульптуры дерева вскоре вырастет новое.

От Японии до Швейцарии 

География нынешнего фестиваля как нельзя лучше демонстрирует его популярность: 12 городов России (в том числе Иркутск, Пермь, Москва, Санкт-Петербург, Барнаул, Нижний Новгород, Челябинск, Свирск, Сергиев Посад) и 9 стран (Дания, Швейцария, Германия, Италия, Япония, Финляндия, Китай, Корея, Сербия).

19-8-9 лукоморье 2

 

Отличия в деревянных скульптурах разных стран заметны даже дилетанту. «Европа слишком модная, сплошь авангард и сюрреализм. А мы берем натурализмом и реализмом», — говорит Юрий Карпенко. И это отчасти так. Западные работы менее прямолинейны. Скажем, понять работу немецкого скульптора Симоны Кароле Леви без подсказки автора трудно: по-моему, просто высокий закрученный столб.

— Это вера в волны жизни. Сквозь трудности жизни, изображенные в виде волн, мы путешествуем одни или со своими близкими — маленькими лодочками. А без веры случится коллапс, — дает нам ключ к своей работе скульптор.

Симона работает с деревом уже сорок лет. На «Лукоморье» она приехала впервые и была приятно удивлена уровнем мастерства: по ее словам, подобных фестивалей во всей Европе по пальцам пересчитать.

19-8-9 лукоморье 6

Но нельзя сказать, что только зарубежные скульпторы замысловаты в своем творчестве. «Что же хотели выразить пермяки, поставив пять огромных пальцев и камень в центре?» — недоумевали мы. Оказывается, это храм судьбы.

— Стены его — пальцы — прародители, испещренные короедами. Ходами их прописаны судьбы. Прикоснувшись к месту силы в центре храма, ищущий найдет ответы о былом и грядущем, — раскрыли суть композиции авторы, Илья Мехряков и Антон Меньшиков.

Художественная выразительность скульпторов удивила даже судей фестиваля.

— Без веры наша жизнь немыслима. И скульпторы выразили это отчетливо, многогранно, интересно, — подчеркивает главный судья «Лукоморья-2016», один из организаторов фестиваля ледовых скульптур Ice Alaska Владимир Жихорцев. — Техника исполнения с каждым годом растет. Фестиваль широко известен в мире и высоко ценится среди скульпторов. Как показывает практика, лидируют все-таки российские мастера, что связано с традициями нашей школы деревянного зодчества.

19-8-9 лукоморье 3

Кстати, все десять дней погода испытывала скульпторов на прочность: дождь сменялся солнцем, а то, в свою очередь, — ветром и градом.

— Мы накидывали сверху мусорные мешки и пилили до ночи. Никто нас не подгонял — работали взапой, взахлеб, остервенело! — вдохновенно рассказывает иркутянин Юрий Карпенко. — Шлифовать мокрое дерево невозможно, приходилось навешивать тенты, работать болгаркой и пилой. Порой даже забывали поесть, возвращались в домики затемно… В общем, закалили веру в себя и веру в искусство!

Фото Валерия Панфилова