Новости Иркутска

Март выдался особенно жарким в театральной жизни Иркутска. Не проходило недели, чтобы на той или иной сцене не случалось премьеры. Но особенно отличился драмтеатр — здесь в течение месяца выпустили целых три новых постановки. Мы предлагаем своим читателям их краткий обзор.

«Поминальная молитва»

Историю жизни деревни Анатовка по пьесе Григория Горина, вдохновившегося произведениями Шолом-Алейхема, спустя 18 лет еще раз инсценировал заслуженный деятель искусств России, барнаульский режиссер Олег Пермяков. «Поминальная молитва» иркутской драмы долгое время считалась визитной карточкой театра. В роли главного героя, отца большого еврейского семейства Тевье-молочника блистал народный артист России Виталий Венгер, с молодцеватой легкостью возивший огромную тяжелую телегу по сцене.
В новой версии спектакля эту роль играет Степан Догадин, накануне премьеры отметивший 25-летие актерской деятельности на сцене иркутской драмы. По признанию артиста, своего Тевье он сделал более покорным всем тяготам жизни. Впрочем, смысл спектакля гораздо шире и глубже: по сути, сюжет — это переосмысленная история Иова, которая приобретает в данном случае общечеловеческие масштабы. Режиссер вместе с актерами говорит прежде всего о смирении и человеке, несущем свой крест.

«Брат Иван»

Спектакль артиста Дмитрия Акимова, пробующего свои силы в режиссуре, тоже имеет религиозный подтекст, а вернее, исследует проблему веры и неверия. Главным героем является один из братьев Карамазовых (сценарий написан самим Акимовым по одноименному роману Федора Достоевского), в сердце которого борются божественное и дьявольское начала.
Черт и Человек в белых одеждах, символизирующий Христа, в спектакле становятся полноценными действующими лицами, хотя в романе присутствовали эпизодически. При этом Иисус не произносит в спектакле ни слова, а черт, наоборот, слишком многословен.
Количество героев в постановке гораздо меньше, чем в романе. Так, кроме упомянутых Христа и черта, трех братьев и отца Карамазовых, здесь присутствует лишь Смердяков.
Текст романа, естественно, тоже подвергся значительному сокращению, но одна из его важнейших смысловых частей — «Легенда о Великом инквизиторе», которая, по сути, не имеет прямого отношения к развитию сюжета, заняла главное место в спектакле.
Дмитрий Акимов (играющий Дмитрия Карамазова) решил найти корень неверия в душе Ивана (Василий Конев), поэтому пустил действие в обратную сторону — от финала к началу. Спектакль разбит на десяток эпизодов, разыгрываемых на специально выстроенном помосте в форме креста — главного символа христианской веры. Красной нитью через все сцены проходит диалог между великим инквизитором и Христом — о вере, свободе выбора и добровольном рабстве. Спектакль идет на «другой сцене» драмтеатра, служащей площадкой для экспериментальных постановок.

«Прощание в июне»

Премьера по пьесе Александра Вампилова состоялась несколько дней назад на большой сцене театра. Как и в «Брате Иване», здесь в основном задействован молодой состав труппы, да и сама постановка будто дышит юностью и вступающей в свои права весной. На сцене — цветущие кусты сирени, в сердцах героев — надежды и вера в прекрасное будущее.
«Прощание в июне» — первая большая пьеса Вампилова, написанная им в 27 лет. Считается, что как драматург автор начался именно с этого произведения, хотя позднее переписывал его неоднократно, меняя то название, то коллизию, то количество героев. Так, известно, что вариантов этой пьесы существовало по меньшей мере семь, и режиссер Геннадий Гущин создал собственную компиляцию из нескольких версий.
— Для меня важнее было показать не любовную линию между Колесовым и Таней, а отношения между Золотуевым, Репниковым и Колесовым, — отмечает режиссер.
Таким образом, новая постановка драмтеатра, с одной стороны, изображает лирику студенческих будней, полных надежд, веселья и любви, а с другой — показывает, как молодость впервые сталкивается со взрослыми проблемами. Так, главный герой Колесов (его играет Николай Стрельченко), разбитной беззаботный парень, из-за своей ветрености оказывается в ситуации непростого выбора: продолжать встречаться с дочерью ректора университета или оказаться отчисленным из вуза и попасть в тюрьму.
ЛИД// Герой делает свой выбор, потом раскаивается в нем, но изменить уже ничего нельзя. В первый раз в жизни он понимает, что такое ответственность за свои поступки.//
Спектакль будет полезно посмотреть молодым людям, которые наверняка смогут узнать в героях себя (режиссер сознательно не заостряет внимание на том, что действие происходит полвека назад), а более старшим зрителям будет приятно вспомнить собственную молодость, те времена, когда деревья были выше, трава зеленее, а солнце ярче.
Фото из архива театра