Новости Иркутска

Для того, чтобы быть услышанным, не надо говорить громко. Муниципалитеты Иркутской области нашли новый алгоритм работы с региональными органами власти. Не вдаваясь в политические дискуссии, которых и так в нынешнем сезоне чрезмерно много, они будут настойчиво и планомерно лоббировать интересы населения. Накануне состоялось первое заседание правления Палаты городских округов, которая была сформирована при Ассоциации муниципальных образований Иркутской области. В заседании приняли участие мэры десяти городов – Иркутска, Ангарска, Братска, Усолья-Сибирского, Тулуна, Зимы, Саянска, Черемхово, Свирска, Усть-Илимска. По сути, именно они представляют интересы подавляющего большинства жителей Иркутской области.

Председателем Палаты стал мэр Иркутска Дмитрий Бердников, что подтвердило не только формальный статус города как административного центра Иркутской области, но и статус неформального лидерства.
Основные проблемы, которые намерена решать Палата – это межбюджетные отношения и участие муниципалитетов в государственных программах. По сути, и то, и другое напрямую касается жизни городов.
Надо сказать, что сейчас одной из острейших задач является формирование диалога между областной исполнительной властью и мэрами. Пока они живут в параллельных реальностях, и сколько бы мэры не пытались вовлечь министров областного правительства в решение своих проблем, пока натыкаются на молчащие телефоны (в буквальном смысле этого слова). Как итог – важные управленческие решения принимаются региональной властью в одностороннем порядке, не согласовав позицию с местным самоуправлением. Один из множества таких примеров – государственная программа Иркутской области «Развитие здравоохранения на 2014-2020 гг»: городу Иркутску на 2016-2017 годы требуется построить или расширить 11 объектов здравоохранения и провести капремонт еще 23-х, все они были направлены в минздрав Иркутской области. Но в программу были включены всего два объекта из заявленных, и их выбор не был согласован с муниципалитетом. Это – типичная ситуация, свидетельствующая, по мнению мэров, об отсутствии конструктивного взаимодействия двух уровней власти. И если правительство пока не видит в этом проблем, то муниципалитеты – уже видят.

В прошлые годы исполнительной власти потребовались довольно значительные усилия, чтобы муниципалитеты начали участвовать в федеральных и областных программах. С большим опозданием МО подключались даже к таким программам-драйверам муниципального развития, как переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда, строительство детских садов. Так, город Иркутск начал строить детские сады только в 2015 году. И сейчас мэрам не хотелось бы потерять набранные темпы развития, не уйти в долгострой и, как следствие, неэффективное расходование финансовых средств. Довольно показательным является пример Братска, где в 2011 году за 23 млн рублей был разработан проект строительства новой школы. Однако он не был включен в госпрограмму, и уже является неактуальным. Получается, деньги были выброшены на ветер. По мнению мэров, в нынешней экономической ситуации исполнительская дисциплина, отлаженные взаимоотношения между уровнями власти являются важнейшим условием сохранения стабильности в муниципалитетах.

Диалог с исполнительной властью будет непростым. Сегодня нет единого видения проблем даже с председателем правительства Иркутской области Александром Битаровым, которого все мэры признают одним из самых эффективных чиновников нынешнего правительства. Между тем, и он склонен к самоуспокоению, заявляя, что по участию в федеральных и областных программах провала не будет.
Он возлагает особые надежды на антикризисную группу, созданную в правительстве области решением губернатора Сергея Левченко. Основной посыл правительственных антикризисников в сторону муниципалитетов – «собирайте больше налогов! Чем больше соберете – тем больше вам останется». Александр Битаров заявил, что готовятся соответствующие поправки в нормативно-правовые акты Иркутской области.

— Сегодня я задал группе посыл, что при работе над доходной частью областного бюджета нужно учитывать интересы мэров. Я однозначно озвучиваю тему, чтобы в Иркутской области в течение 2016 года были подготовлены изменения в нормативные акты, которые позволили бы иметь интерес мэрам на местах в плане сборов по налогам на доходы физических лиц, также по земельному налогу, по другим неналоговым доходам. Чтобы мэры были заинтересованы каким-то образом собрать в этих тяжелых условиях больше средств у себя на территории, — заявил Александр Битаров на заседании правления Палаты городских округов.
Однако мэры, похоже, не готовы брать на себя подобную миссию: для ее исполнения нет ни полномочий, ни экономических условий. — Приятно слышать, что правительство беспокоится о нашем бюджете. Мы постоянно слышим, что все заботятся о наших бюджетах, — раздраженно парировал Вадим Семенов. – Но, к сожалению, у нас их нет. Увеличение наших налогов и сборов – это снижение безвозмездных перечислений в муниципальные бюджеты из областного. Что выгоднее для городских округов – это большой вопрос. Для отдельных территорий, которые зарабатывают деньги, которые не являются дотационными – для Иркутска, Ангарска, Братска – выгоднее забирать налогами. А городам маленьким, таким как Черемхово, Свирск, Зима, Тулун – выгоднее получать безвозмездные перечисления. Если мы в условиях экономической нестабильности будем рассчитывать на собственные сборы, то в результате завалимся очень сильно.

В Черемхово и Тулуне со страхом наблюдают ситуацию на топливно-энергетическом рынке: падение цен на нефть снижает конкурентоспособность угольной промышленности.

– Мы живем на грани смертельного риска – что нам угольщики подкинут сегодня? Будет ли работать фабрика, не закроют ли в Тулуне еще один участок, — проиллюстрировал перспективы повышения налогооблагаемой базы Вадим Семенов.

Мэры настаивают – нужна слаженная программная работа, привлечение государственных инвестиций в муниципалитеты через областные и федеральные государственные программы. По сути, другого пути сохранить стабильность нет. И здесь, по мнению вице-мэра Иркутска Руслана Кима, есть только один вариант – выстраивание слаженной системы взаимодействия между муниципалитетами и правительством.
Иркутская область является де-факто регионом-донором для федерального бюджета, считают в иркутской мэрии. В год регион перечисляет в федеральный бюджет налогов и сборов более 200 млрд рублей. А получает обратно не более 10-15 млрд рублей. Поэтому нужно увеличивать свое присутствие в госпрограммах. Город Иркутск определил для себя основные направления, по которым хотел бы привлекать государственные инвестиции – строительство и реконструкция школ, детских садов, социальная поддержка населения, строительство и реконструкция дорог, строительство объектов инженерной инфраструктуры, предоставление субсидий малому предпринимательству. Подобные приоритеты разделяет большинство городских округов.
Но федеральный центр будет работать только с субъектом федерации, а не с отдельными муниципальными образованиями. Поэтому от взаимодействия разных уровней власти зависит не то что многое, а, практически, все.

Мэры определили для себя сроки подготовки проектов для участия в госпрограммах – до 1 мая, и предлагают региональному правительству синхронизировать действия, чтобы выйти с соответствующими предложениями на 2017 год в федеральное правительство. Теперь дело за исполнительной властью.

Законодательная также готова подключиться: председатель Законодательного Собрания Иркутской области Сергей Брилка предложил свои услуги для решения оперативных вопросов по госпрограммам. По его информации, уже сейчас имеется угроза срыва ряда федеральных целевых программ в Иркутской области.

– Зазвучали опасения, что Иркутская область потихонечку выпадает из государственных программ, – заявил он. –  Мэры знают, на какие программы рассчитывают. Нам надо быстро среагировать и посмотреть с правительством, какие есть возможности для того, чтобы максимально сохранить свое присутствие в государственных программах.

По мнению Дмитрия Бердникова, работа Палаты в нынешнем году будет напряженной, но только так власть сможет подтвердить свою ответственность перед жителями муниципалитетов.

Фото Александра Новикова